Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Социальный форум по устойчивому развитию

    21 октября 2011 года в Общественной палате РФ прошел Социальный форум по устойчивому развитию. В работе форума приняли участие эксперты в области устойчивого развития, энергосбережения, общественные и молодежные организации, эксперты в сфере образования, представители бизнеса и госструктур.

    В результате работы Форума были подготовлены Предложения к Конференции ООН “Рио+20” в 2012 году, которые были одобрены Общественной палатой РФ и направлены в адрес Генерального секретаря ООН.

    Досточтимый господин Генеральный секретарь!

    Хотел бы проинформировать Вас, что гражданское общество России с большим интересом и энтузиазмом участвует в обсуждении проблематики устойчивого развития и вопросов предстоящей Конференции ООН «Рио+20». Не без удовлетворения отмечаю, что Общественная палата Российской Федерации как организованный институт гражданского общества возглавила этот процесс, пытаясь придать ему системный, последовательный и конструктивный характер. Это особенно важно в диалоге общественности и граждан с органами государственной власти всех уровней, министерствами и ведомствами, ответственными за формирование и реализацию национальной стратегии устойчивого развития.
    При Общественной палате Российской Федерации создан Институт устойчивого развития, который возглавляет видный российский учёный, эколог и общественный деятель, профессор В.М. Захаров. Общественная палата регулярно проводит общественные слушания, семинары, круглые столы по тематике устойчивого развития, активно взаимодействуя с общероссийскими и региональными некоммерческими неправительственными организациями (НКО/НПО), международными структурами и их отделениями, прежде всего с Информцентром ООН в Москве, зарубежными партнёрами, СМИ.
    Одним из результатов проделанной Общественной палатой работы стали обобщенные предложения гражданского общества России к Конференции ООН «Рио+20». Направляю Вам их в приложении на русском и английском языках. Рассчитываю на то, что эти предложения будут полезны при выработке итоговых документов предстоящей в 2012 году в Рио-де-Жанейро конференции и формировании глобальной стратегии устойчивого развития.

Е.П. Велихов


Устойчивое развитие: проблемы и перспективы.
Предложения к «Рио+20»

    Мир сегодня стоит перед все новыми вызовами. Современное мировое развитие сопряжено с нарастанием негативного воздействия на окружающую среду, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы. Уже сегодня последствия изменения климата становятся ощутимыми во всех уголках планеты. Все это ведет к обострению социальных проблем и ограничивает возможности дальнейшего развития.
    Этим и определяется актуальность обеспечения устойчивого развития. Суть идеи – в необходимости вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты. Она не нова, ее официальной жизни в мировом сообществе скоро исполнится двадцать лет. Немногие политические призывы жили так долго. Но она и не может выйти из моды, это – правила игры, условия выживания. А уроки становятся все жестче, а их последствия - все дороже. Это - и разлив нефти в Мексиканском заливе, и аномальная жара в центральной России, и многие другие случаи все учащающихся природных и техногенных катастроф. Причем, найти конкретного виноватого или причину для каждого конкретного случая становится все сложнее. Это скорее следствие нашего отношения к себе и природе, нашего неверного поведения.
    Это ставит на повестку дня необходимость глубокой «экологизации» экономики на основе реализации едва ли не главного приоритета современного развития – повышения ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья. Реализация задач устойчивого развития на основе рыночной экономики предполагает обеспечение требований рынка на природные блага и связанные с этим характеристики товаров, запрос потребителей (включая население и государство). Эта мера позволит как еще больше стимулировать развитые страны к сокращению негативного воздействия на окружающую среду, так и обеспечить вовлечение развивающихся стран в определение путей своего развития в направлении «зеленой экономики», сохранения и приумножения своего природного богатства через его капитализацию и получение выгод от мирового сообщества. Именно эти направления должны сегодня определять приоритеты поддержки для борьбы с бедностью.
    Условием благополучного развития человечества оказывается удовлетворение растущих потребностей при минимизации обеднения природного капитала, что сегодня звучит как идея «декаплинга». Это предполагает снижение энергоемкости и природоемкости в целом экономического роста, широкое использование возобновляемых источников энергии, модернизацию производства на основе инноваций. Именно это направление определяет сегодня приоритеты развивающихся экономик и, прежде всего, стран БРИКС.
    Необходима поддержка модернизации производства по пути так называемого двойного выигрыша, связанного с обеспечением как экономической эффективности, так и уменьшением воздействия на окружающую среду. Мировой опыт такой модернизации производства показывает, что этот подход ведет не только к улучшению экономических показателей, но и к существенному улучшению условий жизни людей. Необходима поддержка и распространение такого опыта. Это является центральной задачей современного инновационного развития. А для этого, помимо осознания важности такой модернизации, необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, включая все возможные механизмы, - модернизация должна быть выгодна.
    Узловым направлением для мирового развития является энергетика. Здесь необходимо обеспечение безопасности использования традиционных видов ресурсов и обеспечение энергоэффективности. Реализация огромных возможностей для повышения энергоэффективности предполагает срочное внедрение мер для обеспечения заинтересованности в энергосбережении на всех уровнях - от развития отраслей до домохозяйства.
    Модернизация должна учитывать огромные возможности для использования возобновляемых источников энергии. Это предполагает стимулирование производства энергии на основе возобновляемых источников энергии. Как свидетельствует современный опыт развитых стран, при минимальной поддержке, необходимой для запуска процесса, далее он развивается  как «снежный ком», с нарастающей скоростью. Это направление развития обеспечивает национальную независимость и перспективы дальнейшего развития. Наиболее актуально и перспективно использование ВИЭ для обеспечения внутренних нужд, включая, прежде всего, энергоснабжение малонаселенных районов, обеспечение заинтересованности населения в использовании ВИЭ в качестве дополнительных источников энергии, использование ВИЭ в качестве вспомогательных источников энергоснабжения в промышленности.
    Решение задачи модернизации экономики должно учитывать и огромные возможности в плане развития компенсационных платежей, необходимых для сохранения и приумножения природных экосистем (включая леса, болота и другие). Большие возможности здесь есть для развития рынка экосистемных услуг и экологических инвестиций. Необходимо проведение оценки природных услуг (на основе приоритета повышения ценности природного богатства и превращение в товар того, что раньше таковым не являлось, включая широкий спектр экосистемных услуг) с выходом на международный рынок для компенсации усилий по сохранению и приумножению природного богатства. Оценка должна включать стоимость неиспользования, охраны и приумножения определенных природных ресурсов и услуг, а механизм компенсации предусматривать обязательность собственного вклада и целевого использования получаемых от мирового сообщества средств на сохранение природного богатства и развитие щадящих форм природопользования (включая экотуризм, экологическое сельское хозяйство, использование ВИЭ). Необходимо распространение рыночных механизмов торговли квотами на выбросы парниковых газов на все виды антропогенного воздействия.
    Все это предполагает разработку и реализацию новой политики. Исходить при этом следует из того, что экология сегодня – это экономика. Поэтому магистральное направление развития так и определяется – «зеленая экономика». Именно экологические требования определяют направления инновационного развития и модернизации производства для того, чтобы обеспечить длительное благополучное развитие экономики. Приоритет экономической политики по широкому использованию природных ресурсов и услуг  должен быть дополнен приоритетом экологической политики по повышению ценности природы и ее ресурсов. На этот путь, зеленой, низкоуглеродной экономики, переходят развитые страны. При всей важности внятной политики в этом направлении, ее реализация не должна быть в отрыве от магистрального пути развития и должна быть инкорпорирована в стратегии, планы, программы и механизмы развития страны. Приоритеты экологической политики, требования зеленой экономики должны быть включены в общие планы развития, нацеленные на решение социально-экономических задач, которые и волнуют всех в первую очередь. Обеспечение природоохранных мер (организация ООПТ, сохранение биоразнообразия и пр.) целесообразно включить в понятные всем рыночные механизмы в виде платежей за экосистемные услуги.
    Первоочередная мера для оценки ситуации и определения приоритетов действий – введение системы индикаторов устойчивого развития. Это, прежде всего, показатели природоемкости и энергоемкости экономического роста, удельные показатели загрязнения. Кроме того, необходим учет накопленного экологического ущерба, исчерпания ресурсов, деградации ландшафтов, влияния загрязнения на здоровье человека. Принципиально важен, особенно для определения перспектив развития, и учет объемов использования ВИЭ, оценка экосистемных услуг (включая разные виды экосистем, биологические ресурсы, биоразнообразие, площадь ООПТ).
    Успех в распространении идей устойчивого развития и обеспечении активного участия в процессе предполагает их адаптацию с учетом специфики каждой страны. Сами представления об устойчивом развитии и путях его достижения различны у разных стран и несомненно будут меняться и дальше. Необходима оценка успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития на национальном уровне.
    Реализация идей устойчивого развития зависит от активной позиции и заинтересованности широких слоев населения. Это определяет необходимость просветительской и пропагандистской деятельности, целенаправленной работы СМИ, социальной рекламы. Особую роль в обеспечении приоритетности устойчивого развития для широких слоев населения играет культура (включая кинематограф, эстрадное искусство, литературу), объекты культурного и природного наследия.
    Большую роль здесь должны сыграть структуры гражданского общества, включая как массовые общественные организации, так и профессиональные институты общественной политики. Это предполагает развитие широкого общественного движения в поддержку устойчивого развития, как приоритета активности гражданского общества, определение этой темы в качестве приоритетного направления поддержки со стороны бизнеса и правительств.
    Человечество приходит к осознанию того, что все нарастающие социальные и природные аномалии есть следствие нашего неверного поведения, пониманию ответственности за будущее планеты. Определение приоритетов совместных действий предполагает общепринятые правила поведения, этический кодекс, принятый на уровне мирового сообщества. Важность принятия такого документа отмечалась еще на Всемирной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Основой документа могла бы стать «Хартия Земли» - выработанное к 2000 году общими усилиями мнение о принципах устойчивого развития, необходимых для обеспечения экологической целостности, социальной справедливости, демократии и мира. Сегодня этот документ приобретает новое звучание. Продвижению документа способствовала бы консолидированная поддержка со стороны Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, как стран-лидеров, стоящих у истоков инициативы создания международного этического кодекса, широкая поддержка со стороны других развитых государств и стран БРИКС.
    Кто же должен лидировать в этом процессе? Наверное, тот, для кого это особенно актуально. Это предполагает осознание необходимости такого пути развития и определенные экономические возможности для его реализации. Ряд стран, которые мы уже много лет относим к развитым, активно включились в процесс после 1992 года. При всей актуальности идей устойчивого развития для любой страны и необходимости совместных действий всего мирового сообщества всерьез продвижение в этом направлении могут обеспечить лишь страны с достаточно развитой экономикой. Подключение других стран возможно по мере их роста и при поддержке со стороны развитых государств. Страны БРИКС – это, пожалуй, именно те государства, для которых данный процесс наиболее актуален. На то есть ряд оснований. Это и экономический рост, и богатые природные ресурсы, и поиск оптимального пути развития. Приоритеты этих стран в инновационной политике, энергоэффективности, модернизации экономики естественным образом определяют их движение в направлении устойчивого развития. Сегодня именно эти страны могли бы выступить в качестве лидеров движения в направлении устойчивого развития.

05.03.2024
22.02.2024
25.12.2023
21.11.2023


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009