Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Р.А. Алиев, Е.Д. Базилева. Политика устойчивого развития в Азербайджане

Правовая основа

    Государственная политика Азербайджана в сфере устойчивого развития (УР) основана на принятой в 2008 году «Государственной программе по снижению бедности и устойчивому развитию» [3], введенной в действие указом Президента республики 15 сентября 2008 года. Это не первая в этом роде программа: ранее с 2003 по 2010 годы действовала Национальная программа по экологически и социально устойчивому развитию Республики Азербайджан, а также Государственная программа по снижению бедности и экономическому развитию (SPPRED) Республики Азербайджан на период 2003-2005 годов. В указанных программах подчеркивается, что их принятие и реализация связаны с обязательствами, принятыми в Декларации Тысячелетия на саммите ООН в Нью-Йорке в 2000 году, которую от имени Азербайджана подписал Президент республики Гейдар Алиев.

    Источниками финансирования Программы по УР республики являются Государственный бюджет, Государственный нефтяной фонд, Государственный фонд социальной защиты, а также иные внебюджетные фонды, в том числе иностранные источники.

    Отдельные аспекты концепции УР Азербайджана изложены и реализованы в ряде программных документов и законов. В сфере энергетических ресурсов к ним относятся Государственная программа развития топливного и энергетического комплекса на 2010-2015 годы, Государственная программа по использованию источников альтернативной и возобновляемой энергии (2004 год). В части вопросов экологии была реализована государственная программа по окружающей среде (2006-2010) (“The Comprehensive Action Plan about the improvement of ecological situation in the Republic of Azerbaijan for 2006-2010 years”) [4]. А в 2009 году был принят план действий по приближению законодательства Азербайджана в сфере окружающей среды к законодательству ЕС. В частности, вступили в силу законы о предоставлении доступа к информации о состоянии окружающей среды и предотвращении загрязнения.

    К мероприятиям по решению отдельных частных проблем можно отнести закон «О мерах по улучшению качества питьевой воды», государственную «Программу по обеспечению продовольствием населения республики Азербайджан на 2008-2015 годы», государственную «Программу по развитию туристического сектора экономики на 2008-2016 годы», государственную «Программу реализации стратегии по трудоустройству на 2007-2010 годы», государственную «Программу по развитию профессионального образования на 2007-2012 годы», программы по репатриации, проект по развитию сферы образования, программу по расширению доступа школ к информационным технологиям на 2005-2007 годы и государственную программу информатизации образования, план действий по ускоренному развитию Баку.

Содержание политики по устойчивому развитию

    Государственный подход к реализации политики УР в Азербайджане подробно изложен в уже упомянутой программе по снижению бедности и устойчивому развитию (далее – Программа). Основными измерениями УР признаются экономическое благосостояние через борьбу с бедностью и экологическая стабильность. При этом, достижение целей УР по всем возможным направлениям рассматривается через призму борьбы с бедностью. С точки зрения государства основными причинами распространения бедности в республике являются: различия в скорости развития сельских и городских территорий, а также межрегиональные различия; различия в доходах, связанных с возрастной структурой общества и количеством детей в семьях.

    Кроме того, на проблему бедности в Азербайджане накладываются следующие осложняющие факторы: сложная экологическая обстановка, которая оказывает негативное влияние на здоровье населения; отсутствие тотальной программы иммунизации детей от заразных болезней; голод и недоедание среди вынужденных переселенцев и других социально уязвимых групп населения; различия в качестве образования, предоставляемого школами в различных регионах страны; низкое качество жилья, в котором проживают социально уязвимые группы населения, сложности с доступом к коммунальным услугам.

Содержательно политика Азербайджана в сфере УР направлена на достижение девяти стратегических целей. К ним относятся:

  • устойчивое экономическое развитие через макроэкономическую стабильность и сбалансированное развитие не нефтяного сектора;
  • увеличение возможностей для получения дохода и существенное снижение доли самых бедных слоев населения;
  • снижение социальных рисков пожилого населения, семей с низким доходом и других уязвимых групп населения путем создания эффективной системы социальной защиты;
  • продолжение системной реализации мероприятий, направленных на улучшение условий проживания беженцев и вынужденных переселенцев;
  • улучшение качества и доступности базовых услуг образования и здравоохранения;
  • развитие социальной инфраструктуры и повышение качества коммунального обслуживания;
  • улучшение экологической обстановки и обеспечение устойчивого управления окружающей средой;
  • продвижение и поддержка равенства полов;
  • продолжение институциональных реформ и ответственное управление.

    Меры по достижению указанных целей объединены в четыре функциональные группы: макроэкономическая стабильность и экономический рост; политика в сфере трудоустройства и социальной защиты населения; развитие человеческого капитала и социальное развитие; институциональная политика и ответственное управление.

УР и экономическая политика

    Реализация целей УР достигается через принятие мер в сфере экономики, направленных на увеличение доходов бюджета, совершенствование бюджетного законодательства, повышение эффективности бюджетных расходов и улучшение механизмов управления государственным долгом. Для этого в налоговой сфере намечено внедрение упрощенной системы налогообложения в отношении НДС, снижение количества таможенных и налоговых преференций. В бюджетной сфере основными мерами являются усиление контроля над расходами, в том числе за счет внедрения электронных средств, и контроль над не нефтяным дефицитом бюджета. Кроме того, учитывается управление государственным долгом, в том числе долгом коммерческих организаций, полученных под гарантии государства. В сфере монетарной политики уделяется внимание контролю над ликвидностью, попадающей из нефтяного сектора в экономику, сохранению оптимального не нефтяного дефицита. Целью Правительства в данном случае является таргетирование инфляции. В сфере финансов ставятся задачи развития банковского сектора, расширения рынков ценных бумаг и страхования.

    В сфере инвестиционной политики приоритеты отдаются мероприятиям по улучшению управления инвестициями, поощрению справедливой конкуренции, экспорто ориентированным отраслям, поддержке предпринимательства, особенно в сельской местности и расширению доступа к информационным технологиям. Для реализации данных инициатив запускаются государственные инвестиционные проекты, разрабатываются долгосрочные планы развития городов и регионов, расширяется практика предоставления государственных кредитов частным предприятиям. Для поддержания конкурентоспособности собственных производителей Азербайджан с одной стороны ведет переговоры по вступлению в ВТО, а с другой- прорабатывает антидемпинговые меры для защиты внутреннего рынка от притока дешевой продукции из-за рубежа после присоединения к торговой организации.

    Развитие промышленности и не нефтяного сектора в соответствии с программой поддерживается Азербайджанской инвестиционной компанией (АИК). Совместно с частными и государственными предприятиями АИК реализует проекты в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, логистике, тяжелой промышленности, а также вкладывает средства в инвестиционные фонды, управляемые совместно с иностранными партнерами.

    Особое внимание в программе уделяется вопросам продовольственной безопасности, поскольку развитие сельского хозяйства в Азербайджане связано с одной стороны со снабжением продовольствием малообеспеченных слоев населения, а с другой стороны с такими экологическими проблемами, как эрозия почв и опустынивание. Учитывая, что чуть менее 50% населения страны проживает в сельской местности, сельское хозяйство остается одной из основных отраслей для трудоустройства населения.

УР и политика в сфере трудоустройства и социальной защиты

    Основными направлениями политики в сфере трудоустройства согласно Программе являются: развитие системы трудоустройства и усиление социальной защиты безработных; приведение процесса подготовки специалистов к требованиям рынка труда; улучшение процесса управления трудовыми отношениями; улучшение механизмов мониторинга рынка труда; расширение возможностей по трудоустройству социально незащищенных групп населения.

    В рамках данных направлений ведется поддержка профессионального образования, создается основанная на европейской система образования, осуществляются программы по переквалификации, социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, разрабатываются планы действий по вовлечению в предпринимательскую деятельность женщин и создания рабочих мест для женщин в секторах, где особенно выражено половое неравенство.

    Политика в сфере социальной защиты населения, беженцев и вынужденных переселенцев направлена на: улучшение системы социального страхования и пенсионной системы; улучшение систем целевой социальной помощи и предоставления социальных услуг; улучшение социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения; возвращение вынужденных переселенцев на места их постоянного проживания; повышение доходов и улучшение возможностей по трудоустройству вынужденных переселенцев; улучшение доступа беженцев и вынужденных переселенцев к услугам образования и здравоохранения; повышение прозрачности финансовых операций в ходе предоставления помощи беженцам и вынужденным переселенцам; совершенствование сбора статистической информации о беженцах и вынужденных переселенцах.

УР и развитие человеческого капитала и социальное развитие

    Развитие человеческого капитала рассматривается в виде комплекса вопросов, связанных с образованием, здоровьем граждан, благополучием и экологичностью среды проживания и возможностями самореализации разных слоев и групп населения. Приоритетными направлениями в сфере образования согласно Программе являются: обеспечение равных возможностей по получению образования; повышение качества образования; улучшение управления образовательным процессом и разработка новых финансовых и экономических связей в рамках системы образования; расширение применения информационных технологий в системе образования; совершенствование сбора статистических данных и мониторинга в системе образования.

    С 2005 года Азербайджан присоединился к Болонскому процессу, в рамках которого формируются единые стандарты в сфере высшего образования.

    Политика в сфере здравоохранения нацелена на совершенствование базовых услуг, расширение доступа к услугам здравоохранения посредством улучшения доступных физических и технических ресурсов, улучшение процесса управления в системе здравоохранения и реформу финансирования сектора. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни среди населения, улучшению санитарного и эпидемиологического контроля, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, улучшению подготовки медицинских работников и совершенствованию системы мониторинга за здоровьем населения [2].

    В качестве конкретных мер по реализации политики в сфере здравоохранения можно упомянуть предоставление бесплатных лекарств бедным слоям населения, внедрение системы прививок детей, создание центров планирования семьи, внедрение системы обязательного медицинского страхования, проведение антитабачных и антиалкогольных кампаний, запуск образовательных программ по подготовке семейных докторов, приближение законодательства в сфере здравоохранения к стандартам ЕС.

    Внимание правительства Азербайджана в сфере защиты окружающей среды для целей достижения УР направлено на рациональное управление водными, лесными, земельными ресурсами, биоразнообразием; предотвращение опустынивания; расширение использования альтернативных источников энергии; полную переработку отходов; целостное управление экосистемами горных и прибрежных районов; улучшение правовых основ управления экологическими ресурсами; повышение информированности населения о проблемах окружающей среды.

    Меры по реализации данного направления политики включают развитие экотуризма, санитарную защиту зон с источниками питьевой воды, реконструкцию систем водоснабжения, планы по борьбе с опустыниванием, создание специального фонда помощи предприятиям по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, расширение использования альтернативных источников энергии, разработку мер по полной переработке твердых бытовых и промышленных отходов, разработку образовательных материалов, касающихся вопросов защиты окружающей среды.

    Вопросы развития инфраструктуры также включены в сферу интересов программы по УР. Под инфраструктурой в данном случае подразумевается жилой фонд, доступность коммунальных услуг, стоимость и качество их предоставления, в частности доступ к электроэнергии и газу, обеспечение теплом и питьевой водой.

    Поддержание культурного наследия является одной из частей устойчивого развития Азербайджана. Сохранение и расширение доступа к культурному достоянию и улучшение доступа к объектам национальной культуры и искусства предполагается за счет внедрения информационных технологий.

    Политика в отношении равенства полов включает разработку механизмов распространения полового равенства и усиление борьбы против полового насилия, насилия против детей, и торговли людьми. Для этого были принят национальный план по борьбе с торговлей людьми, подготовлены планы по мониторингу и предотвращению насилия в семье.

    Учитывая, что более 50% населения Азербайджана можно отнести к детям и молодежи, политика в отношении этой социальной группы также является важной для УР. В этих целях проводится пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, реализуются мероприятия по расширению возможностей активного участия молодежи в социально-политической жизни, проводится пропаганда патриотизма, предоставляется полноценная государственная поддержка талантливой молодежи, реализуются программы «Молодые лидеры».

    Завершает раздел по развитию человеческого капитала политика в отношении семьи. В ее рамках принимаются меры по сохранению института семьи и обеспечению его развития, обеспечению полового равенства в семье, улучшению взаимоотношений внутри семьи, предотвращению домашнего насилия и ликвидации его последствий, меры по предотвращению ранних браков.

УР и институциональная политика и ответственное управление

    Достижение целей устойчивого развития напрямую зависит от эффективности принимаемых решений и качества государственного управления. В рамках совершенствования механизмов управления проводятся реформы гражданского управления, судебную и правовую реформы, ведется борьба с коррупцией. Одновременно с этим реализуется инициатива по достижению прозрачности работы добывающих отраслей, принимаются меры по децентрализации и развитию гражданского общества, внедряются международные стандарты в области прав человека. Для этого разрабатывается и внедряется система электронного правительства, механизмы ротации и оценки эффективности работы государственных чиновников, кодексы поведения чиновников, совершенствуются системы подготовки государственных служащих. В рамках правовой и судебной реформ в стране открываются центры правовой поддержки для малообеспеченных слоев населения, в рамках полиции создается специальное подразделение по ювенальной юстиции.

Сотрудничество на международном уровне

    В вопросах, непосредственно связанных с УР, правительство Азербайджана активно сотрудничает с международными организациями и перенимает опыт иностранных государств. Партнерами Азербайджана выступают Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ряд комиссий ООН, Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Активная работа ведется с правительством Норвегии, частными компаниями Швейцарии, Австрии.

    Вместе с ПРООН Азербайджан проводит совместную работу по снижению уровня бедности, внедрению информационных технологий, и управлению окружающей средой. ПРООН способствовала реализации программы по снижению бедности 2003-2006, когда доля бедного населения была снижена более чем два раза. ПРООН также участвовала в разработке «Программы по снижению бедности и устойчивому развитию напериод 2008-2015 годов». Организация помогает государству отслеживать результаты принимаемых мер по снижению бедности и достижению целей Декларации Тысячелетия. В 2007 году был выпущен доклад «Превращая черное золото в золото людей» [1] об использовании нефтегазовых доходов Азербайджана для целей устойчивого развития, в которой обосновывалось, как развитие не нефтяного сектора, способного конкурировать на международных рынках, и вложения в человеческий капитал – развитие навыков и образование за рубежом – способствуют устойчивому развитию. В свою очередь Азербайджан после выпуска доклада принял программу Образования молодежи заграницей, что демонстрирует эффективность работы НКО в стране и готовность государства прислушиваться к их рекомендациям.

    Кроме того, ПРООН помогает финансировать проекты в сфере возобновляемой энергетики и экологии: организация привлекает капиталы из ЕС, Global Environmental Facility, от правительства Норвегии. Всего было реализовано пятнадцать совместных проектов, в которых участвовала ПРООН, в сфере переработки твердых отходов, возобновляемой энергетики, стратегического планирования в сфере экологии, адаптация к изменению климата, эрозии почв, управления водными запасами.

    Также, миссия ПРООН в Азербайджане участвует в проектах по улучшению управления экономикой и вовлечению частного бизнеса в достижение целей УР. Проекты, в которых участвует организация, финансируются как из государственного бюджета, так и за счет иностранных средств, к примеру, в 2006-2010 годах 65% финансирования пришло из государственного бюджета Азербайджана.

    Кроме сотрудничества с НКО Азербайджан ведет активную работу по привлечению опытных специалистов из передовых государств для реализации проектов на собственной территории. Так, для осуществления программ по очистке воды и реконструкции систем водоснабжения привлекается финансирование правительств и частные компании из Норвегии, Швейцарии, Японии.

    В 2010 году совместно с Европейским Союзом была инициирована программа поддержки реформ в энергетике Азербайджана. В ходе реализации данной программы был разработан план действий по ВИЭ и эффективному использованию энергии, подготовлен проект по усовершенствованию законодательства в области ВИЭ с целью приведения в соответствие с европейскими нормами, а также стратегия по разностороннему и комплексному развитию энергетического сектора. Кроме этого, Еврокомиссия поддерживает Азербайджан в реализации целей Киотского протокола.

Литература
1. Converting black gold into human gold. UNDP report.
[Electronic resource] URL: http://www.un-az.org/doc/BGHG_full_report1.pdf
2. Country Development Agenda and Priorities. Azerbaidjan. World Bank. [Electronic resource] URL: http://siteresources.worldbank.org/AZERBAIJANEXTN/Resources/301913-1240322367644/6043695-1286995766829/
7474932-1287411211104/2_country_dev.pdf
3. State Program on Poverty Reduction and Sustainable Development in the Republic of Azerbaijan for 2008-2015. [Electronic resource] URL: http://www.cled.az/pdf/others/Azerbaijan%20Poverty%20Program%20for%202008-2015.pdf
4. Workshop on Climate Change and its Impact on Agriculture.Country Report: Azerbaijan. [Electronic resource] URL: http://www.adbi.org/files/2011.12.14.cpp.day2.sess2.10.country.paper.azerbaijan.pdf

 

Р.А. Алиев
Кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО, Университета МИД России
Е.Д. Базилева
Центр изучения комплексных проблем природопользования и окружающей среды

23.05.2017
17.05.2017
27.04.2017
19.04.2017


© Институт Устойчивого развития 2009  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009
На сайте http://maket-prof.ru архитектурные макеты.