Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


А.С. Исаев, Г.Н. Коровин. Актуальные проблемы национальной лесной политики

    В работе излагается стратегия развития лесного комплекса России на период до 2020 г., подготовленная группой экспертов в Совете по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. Основные положения стратегии направлены на совершенствование управлением лесами как важнейшего экологического и ресурсного потенциала, играющего важную роль в экономике государства.
    Для реализации стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации и совершенствования лесного законодательства необходимо решить ряд задач законодательного и организационного плана.
    Пересмотреть ряд положений лесного кодекса, не способствующих успешному развитию лесных отношений в Российской Федерации. Повысить правовой статус лесов как особого объекта, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают. Перевести леса в категорию недвижимого имущества с обязательной государственной регистрацией сделок по лесам и обязательным ведением государственного лесного кадастра.
    Признать разработку национальной лесной программы обязательным элементом государственного управления лесами и обеспечить ее реализацию в рамках региональных лесных планов. Обеспечить долговременный характер лесных планов, учитывающих исключительную длительность воспроизводственного цикла лесов и долговременные интересы государства и общества в управлении лесами.
    Повысить правовой статус государственной лесной службы и построить трехуровневую систему государственного управления лесами, соответствующую существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Возложить на государственные лесничества функции низового звена государственного управления лесами. Наделить лесную службу всеми полномочиями, необходимыми для эффективного выполнения функции государственного управления лесами на федеральном, региональном (субъекты Российской Федерации) и местном уровнях.
    Обеспечить проведение лесоустройства в интересах государства, являющегося собственником лесов, и за счет средств собственника (государственного бюджета). Расширить функции лесоустройства и повысить его роль в разработке и реализации лесных планов на местном и региональном уровнях.
Привести уровень охраны и защиты лесов от деструктивных воздействий природных и антропогенных факторов в соответствии с современными экологическими, экономическими и социальными требованиями. Обеспечить федеральную поддержку регионов при борьбе с огнем в условиях чрезвычайной горимости лесов и при проведении истребительных мероприятий в условиях массовых вспышек вредных насекомых и болезней леса.
    Ускорить развитие национальной системы добровольной лесной сертификации и усилить контроль выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств по лесам. Адаптировать национальные критерии устойчивого управления лесами на региональный и местный уровни, ввести их в систему лесного планирования.
    До полного охвата государственной инвентаризацией всех лесов и лесных земель сохранить существующий порядок формирования информационного обеспечения государственных органов управления лесами, основанный на регулярном проведении государственных учетов лесов и учета текущих изменений в них в результате воздействия природных и антропогенных факторов. В целях усиления борьбы с нелегальными рубками и другими нарушениями лесного законодательства сохранить разрешительную систему лесопользования с упрощенным порядком оформления документов и упрощенным доступом к лесным ресурсам.
    Высказанные положения, положенные в основу совершенствования государственного управления лесами, учтены в Стратегии развития лесного комплекса и представлены на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Читать публикацию полностью.

01.09.2017
22.08.2017
01.06.2017
29.05.2017


© Институт Устойчивого развития 2009  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009