Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Круглый стол в РАО об экологическом образовании

    17 мая 2017 года в РАО прошел круглый стол: «Современное  общее экологическое образование: проблемы и пути решения».

    В рамках мероприятия обсуждались предложения о путях реализации поручения Президента РФ (ПР-140 ГС  п.1 «и» от 24.01.2017 г.) «о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в том числе с учетом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г., и обязательств Российской Федерации в области противодействия изменению климата и сохранения благоприятной окружающей среды»; представить предложения от РАО в итоговую резолюцию восьмого Невского международного  экологического  конгресса о путях реализации поручения Президента РФ (ПР-140 ГС).

    Участниками круглого стола стали: члены всех отделений РАО, члены Научного совета по проблемам экологического образования РАО (из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги, Новомосковска), представители Минобрнауки России, администраторы и педагоги образовательных организаций, сотрудники институтов РАО.

С выступлениями выступили:

Захаров Владимир Михайлович,  член-корр. РАН, доктор биологических наук, профессор. Руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды
"Экологическое образование и приоритеты современного развития"

Мазуров Юрий Львович, доктор географических наук, профессор МГУ им. М.В Ломоносова
"Мировые тенденции в становлении экологического образования в интересах  устойчивого развития"

Мамедов Низами Мустафаевич., доктор философских наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, директор Института глобализации и устойчивого развития МНЭПУ
"Экологическое образование как фактор социокультурных изменений"

Саямов Юрий Николаевич, профессор, зав. кафедрой  ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем Факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова
"Сетевые кафедры ЮНЕСКО как инструмент глобального образования для устойчивого развития"

Захлебный Анатолий Никифорович, академик РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО 
"Проблемы целостности и непрерывности экологического образования"

Дзятковская Елена Николаевич, доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире».
"Культурологический подход к обеспечению целостности экологической составляющей ФГОС на основе идей устойчивого развития"

Ермаков Дмитрий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор Московского института открытого образования
"Состояние и перспективы подготовки педагогов к реализации экологического образования в интересах устойчивого развития"

Шмелькова Лариса Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель АНО ДПО "Институт развития непрерывного образования»
"Состояние нормативно-правового обеспечения непрерывного экологического образования"

По результатам круглого стола были сделаны следующие предложения.

Масштабность задач по развитию экологического образования в нашей стране, которые поставлены в  поручении Президента РФ (Пр.№140ГС п.1«и» от 24.01.2017 г) и Распоряжении Правительства РФ (от 18.12.2012 №2423-р; 23.01.2014 г. №64-р. П.72), анализ мировых тенденций в этой области и уровня состояния этого направления в отечественной образовательной практике, дает основание ставить вопрос о необходимых государственных системных действий по их решению  в рамках Проекта Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, и закреплению общекультурных результатов экологического образования  в нормативно-правовых документах, определяющих цели и направления развития отечественного образования до 2030 года.

Просить Правительство РФ:
а. Включить в Проект Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года в качестве долгосрочного приоритета формирование системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития. С последующей конкретизацией первоочередных задач – в т.ч. в части разработке Национальной дорожной карты по развитию в Российской Федерации государственной системы непрерывного экологического образования преемственно по уровням образования в интересах формирования у молодежи основ культуры устойчивого  развития, с учетом международных тенденций, отраженных в Глобальной программе действий ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития.

Просить Правительство Российской Федерации поручить Минобрнауки России   совместно с РАО:
а. По итогам проведения Года экологии в России подготовить  Правительству Российской Федерации  национальный доклад "О состоянии, проблемах и направлениях развития экологического образования в  интересах устойчивого социально-экономического развития  Российской Федерации".
б. В целях создания единой научно-педагогической платформы разработать межпредметную Концепцию непрерывного экологического образования в интересах формирования культуры устойчивого развития (общее – профессиональное образование) с учётом современных приоритетов мирового сообщества, прежде всего Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Просить комитет по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ организовать Парламентские слушания по стратегическим вопросам развития экологического образования в нашей стране, включая задачу формирования экологической функциональной грамотности, как общенациональную.

Министерству образования и науки:
а. Поручить РАО в рамках государственного задания разработать:
- глоссарий культурологического экологического образования;
- понятие, состав, структуру экологической функциональной грамотности и инструментарий ее измерения преемственно по уровням образования;
- программы и учебно-методическое сопровождение курсов повышения квалификации работников образования по подготовке для регионов страны тьютеров в целях апробации межпредметной Концепции экологического образования в интересах формирования культуры устойчивого развития и оценке состояния экологической функциональной грамотности субъектов образования.
б. Поддержать организацию и деятельность сетевых педагогических сообществ, направленных на распространение новаторских разработок в области культурологического экологического образования и просвещения всех субъектов образования.

Научному совету по проблемам экологического образования РАО:
принять участие в работе восьмого Невского экологического конгресса 2017 с объединенным докладом на тему: "Современная система экологического образования и просвещения: проблемы и направления развития", в котором представить видение коллективом специалистов Научного совета Российской академии образования первоочередных задач, стоящих перед современным экологическим образованием и путей их решения.

23.05.2017
17.05.2017
27.04.2017
19.04.2017


© Институт Устойчивого развития 2009  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009