Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Роль культуры в устойчивом развитии

    Всерьез речь о необходимости устойчивого развития идет уже более 20 лет. В то же время реакция разных стран на этот призыв оказывается существенно различной. Если одни безоговорочно приняли этот призыв и сразу же подключились к процессу - так появились программы действий «Устойчивая Америка», «Устойчивые Нидерланды» и ряд других, а сегодня участие этих стран, в значительной степени, обеспечивается на уровне личной заинтересованности их граждан, то реакция других остается сдержанной до сих пор.

    Чем же определяется успех продвижения по пути устойчивого развития. Наверное, экономическими возможностями и осознанием необходимости принятия мер по гармонизации отношений человека и природы. И если первое целиком определяется экономическим развитием общества (что снимает кажущееся противоречие между техническим прогрессом и устойчивым развитием), то второму как раз и служит распространение идеи необходимости устойчивого развития (это предполагает осознание важности гармонии человека и природы).

    Принято считать, что суть проблемы в том, что люди не знают, что такое устойчивое развитие. И задача обычно формулируется как необходимость информированности, экологического образования и просвещения, формирования экологической культуры. Причем, между всеми этими понятиями обычно ставится знак равенства. Однако, вопрос оказывается сложнее. При всей очевидной важности информированности населения, не менее важной оказывается и реакция на эту информацию, что, в значительной степени, определяется уровнем культуры.

    Если внимательно посмотреть на то, что происходит, становится ясно, что культура определяет решительно все в нашей жизни. Ее роль нельзя переоценить. Сегодня принципиально важным становится вопрос об оптимальном разрыве в уровне доходов. И это вопрос не только экономики, но и культуры – на сколько людей с высоким достатком волнует то, что происходит вокруг. Выбор пути развития в пользу сырьевой экономики или экономики знаний определяется не столько знаниями, сколько уровнем культуры. Принять строгие законы, подразумевающие их неукоснительное исполнение всеми без исключения, могут только высококультурные люди. Озабоченность экологическими проблемами, проблемой изменения климата, в большей степени, определяется не информированностью или реальностью угроз для какого-то определенного региона, а уровнем культуры.

    Показательно в этом отношении развитие наших представлений о том, как можно решить экологические проблемы (что, видимо, актуально и для решения любых других проблем устойчивого развития). Первоначально складывалось мнение, что для их разрешения нужны соответствующие законы. Но, как оказалось, они часто не работают или оказываются неэффективными. Потом ставка делалась на рыночную экономику в надежде, что экономически можно заинтересовать людей так, что они будут решать проблемы экологии. Но и этого часто не происходит. Стало ясно, что кардинально изменить ситуацию сможет только внутренняя мотивация, культура человека.

    Пора обратить внимание на то, что все, что нам не нравится сегодня и еще больше не понравится завтра, есть следствие недостатка нашей культуры.

    На примере любого общества легко увидеть, как неукоснительно соблюдаются определенные правила поведения, если они являются частью культуры населения, и как безуспешны попытки привнести что-то новое при отсутствии понимания в обществе значимости этих изменений – подкрепляющие эти нововведения правила либо не будут приняты, либо не будут исполняться.

    Законы должны обеспечивать неукоснительное соблюдение осознанно выбранных в обществе правил поведения и образа жизни, что и определяется культурой. Сегодня приоритеты активности общественности развитых стран скорее не в «нормотворчестве», в надежде на решение волнующих всех проблем со стороны правительства, - многие вопросы решаются на уровне домохозяйства на основе личной заинтересованности (включая раздельный сбор мусора, компостирование органических отходов, использование ветровых и солнечных установок и многое другое). Не столько правительственные решения, сколько выступления наиболее ярких представителей общества и, прежде всего, представителей культуры, развернули общество в этих странах в направлении устойчивого развития.

    Что же можно порекомендовать для изменения ситуации. Наверное, самый надежный путь – вложение в культуру. Это, в первую очередь, актуально для проблематики экологии и устойчивого развития. Сейчас критическая ситуация – на наших глазах природные и социальные аномалии, происходящие от нашего неверного поведения, все больше становятся «нормой жизни», и только культура может развернуть нас лицом к тому, что мы называем устойчивым развитием. Прекрасная иллюстрация справедливости этого утверждения - то, что представители культуры обычно безоговорочно принимают важность идей устойчивого развития, экологической тематики - «Вместе экология и культура, соединившись, дадут тот фундамент, на котором будут строиться в дальнейшем и экономика, и политика нашей страны» (В.И. Толстой). Такое понимание воплощается в конструктивных предложениях со стороны представителей культуры по решению эколого-экономических задач и определяет приоритетность проектов по экологии и культуре для формирования мировоззрения и практической деятельности гражданского общества в направлении устойчивого развития.

    Что же такое экологическая культура. И эти представления прошли свой путь развития. Изначально считалось, что экологическая культура самостоятельна относительно общей культуры, она базируется на собственных принципах и надо развивать именно их для решения соответствующих проблем. На смену этим представлениям пришло понимание того, что экологическая культура ─ это часть общей культуры человека. Теперь же становится все яснее, что экологическая культура ─ это черта развития культуры. Высокий уровень культуры сам по себе определяет «экологичность» поведения человека. Из этого вытекают и практические выводы. Сегодня необходимо распространение идей устойчивого развития, информирование населения. И с этим нельзя не согласиться. Но не менее очевидно и то, что качественное общее образование, нацеленное на формирование культуры, - это уже серьезный шаг к устойчивому развитию. Как показывает практика, нередко люди, прекрасно информированные по экологическим вопросам и проблемам устойчивого развития, не используют эти познания в своей повседневной жизни, в то время как человек высокой культуры без специальных знаний в этих областях, на практике оказывается глубоко «экологичен», искренне не понимая как можно вести себя иначе. Выбор модели поведения обычно строится не на профессиональных знаниях, а исходя из внутренней мотивации и потребности. Причем, наличие такой тенденции опять же ярко прослеживается как при сравнении разных групп населения внутри страны, так и при сравнении разных стран.

    Поддержка развития культуры – непременное условие того, чтобы она смогла вести людей за собой, обеспечивая дальнейшее развитие. При необходимости «самообеспечения» она оказывается в положении удовлетворения того, на что легче и быстрее дают деньги, и начинает играть обратную роль, не помогая, а тормозя дальнейшее развитие.

13.11.2018
20.10.2018
05.09.2018
08.06.2018


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009