Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Проект Концепции экологического образования РФ (предложение)

Концепция экологического образования

1. Значение экологии и экологического образования в современном мире (ключевая роль экологии в определении приоритетов современного развития)

    Экология, как наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, механизмах поддержания гармонии в окружающем мире, во многом определяет приоритеты современного развития. Сегодня от нее зависит не только сохранение природы, но и само существование человека, успешность выполнения любых планов развития. Экологический подход все больше определяет наше отношение к миру и к себе, составляет основу мировоззрения, поведения и культуры. Это связано со все возрастающей социально-экономической значимостью экологических проблем, включая изменение климата, исчерпание ресурсов, загрязнение среды. Осознание необходимости вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты для обеспечения баланса техно- и биосферы, привело к формированию парадигмы устойчивого развития, принятой сегодня на уровне мирового сообщества в качестве магистрального пути дальнейшего развития. Экологические требования лежат в основе современного инновационного развития, политики, экономики и права, что определяет приоритетность вопросов экологии в области образования и культуры.

    Российская Федерация признает значимость экологических проблем, включая проблему изменения климата, и активно участвует в разработке и реализации программ мирового сообщества по устойчивому развитию. Успехи социально-экономического развития страны позволили принять решение о переходе Российской Федерации на модель экологически устойчивого развития, но как показывает практика, успешное продвижение по такому пути, как и реализация конкретных проектов по улучшению качества окружающей среды, возможны лишь на фоне высокого уровня экологической культуры населения. Этим и определяется острая необходимость уделить особое внимание формированию современной системы экологического образования.

2. Особенности экологического образования (ключевая роль экологического образования в формировании мировоззрения и культуры поведения)

    Особенность экологического образования определяется тем, что современные экологические представления опираются практически на все естественные науки и находят все большее выражение в социальных науках. Экология выступает не только как самостоятельное научное направление, но и как основа мировоззрения и поведения, принятия практических решений. Эта особенность предполагает соответствующее изменение отношения к экологии в сфере образования и определяет направления реализации задачи формирования системы экологического образования, от получения обязательных знаний по предмету до формирования системы экологических представлений в качестве основы современной научной картины мира и системы поведения, что предполагает обновление содержания предмета экологии, определение форм образовательной деятельности и подготовки кадров.

    В области определения нового содержания экологического образования необходимо его расширение в соответствии с современными представлениями об экологии как основе естественно-научной картины мира и концепции устойчивого развития.

    В методическом плане это означает не только обеспечение получения обязательных знаний по предмету экология, но и экологизацию всей системы образования, включая как естественно-научные, так и общественные дисциплины. Необходимость решения задачи формирования экологической культуры населения предполагает широкий фронт эколого-просветительной работы.

    Приоритетной задачей для обеспечения экологического образования и просвещения на всех уровнях является создание системы подготовки педагогов-экологов.

3. Назначение концепции (цели и задачи экологического образования)

    Назначение концепции состоит в определении пути создания системы экологического образования для формирования современного мировоззрения и экологической культуры населения.

    Стратегической целью экологического образования является формирование человеческого потенциала для устойчивого социально-экономического развития страны (на основе устойчивого природопользования и обеспечения роста качества жизни и развития личности), позиционирование Российской Федерации, как страны экологически устойчивого развития на основе инновационной экономики и бережного отношения к природе, как экологического донора планеты. Это будет способствовать обеспечению национальной экологической безопасности, международного престижа и конкурентоспособности страны, повышению гражданской идентичности и консолидации общества. Целевыми показателями являются индикаторы устойчивого развития, включая показатели устойчивого природопользования и охраны природы (это показатели энергоэффективности и природоемкости производства, выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ, утилизации отходов, площади сохраненных лесов и других природных экосистем), повышения качества жизни на основе повышения качества среды, уровня развития личности.

    Суть экологического образования – в формировании экологического сознания и экологически грамотного поведения, которые должны войти в качестве основы современной картины мира и культуры поведения личности.

4. Основные направления и механизмы реализации

Система образования
    Экологическое образование осуществляется на всех этапах от дошкольного и начального образования до основного и среднего общего образования. Оно включает обеспечение экологических знаний, формирование основ мировоззрения и навыков экологически грамотного поведения (нацеленного на минимизацию экологического и углеродного следа для гармонизации отношений человека и природы). Обеспечение основ экологических знаний и их естественно-научное и социальное звучание осуществляется применительно к возрастным особенностям, образовательному уровню и изучаемым предметам, от общих представлений о механизмах обеспечения гармонии в окружающем мире и отношений человека и природы до современных технологий инновационного развития и экономики знаний для обеспечения устойчивого развития. Необходимо обеспечение знаний о глобальных экологических проблемах, включая проблему изменения климата, и роли Российской Федерации, как страны самого большого природного богатства (включая природные ресурсы и экосистемные услуги), в их решении, реализации Повестки дня по устойчивому развитию до 2030 года и Парижского соглашения по климату.

    Углубленное изучение экологии в ключе обеспечения связи экологических представлений с практикой устойчивого развития осуществляется по линии развития дополнительного образования, приоритетами которого являются проектная деятельность и олимпиадное движение.

    В системе профессионального образования необходимо включение основ экологических знаний применительно к конкретному виду деятельности в качестве необходимого звена в систему подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации.

    Необходима разработка содержания и программ для реализации системы экологического образования на всех уровнях, подготовка педагогических кадров на основе широкого привлечения представителей современной науки.

Просвещение

    Формирование национальной системы экологического просвещения населения предполагает развитие эколого-просветительской деятельности по линии министерств и ведомств, связанных с использованием природных ресурсов, образованием и культурой, наукой, а также региональных администраций и муниципальных образований. Приоритетным направлением системы просвещения является развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев и других учреждений образования, науки и культуры.

    Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил общества в решении экологических проблем на основе общности интереса в обеспечении благоприятной окружающей среды и устойчивого развития. Необходима поддержка экологической активности населения как приоритетного направления деятельности гражданского общества, широкого общественного и, в особенности, молодежного движения, инициатив бизнеса по экологической ответственности.

    Для пропаганды экологической культуры и этики необходима разработка Национального образа экологического поведения, определение экологии в качества важного направления национально-патриотической работы, обеспечение социальной рекламы экологически грамотного поведения, организация информационной поддержки со стороны СМИ.

    Необходима разработка содержания и программ для реализации системы экологического просвещения на всех уровнях, подготовка кадров.

Нормативно-правовое обеспечение, управление, координация

    В области экологического образования. Необходимо отражение приоритетности экологического образования в стратегических документах по развитию системы образования, образовательных и профессиональных стандартах. Управление и координация работы осуществляется по линии Министерства просвещения РФ и Министерства образования и науки РФ.

    В области экологического просвещения. Необходимо оказание информационной, методической и организационной поддержки, а также обеспечение управления и координации межведомственной и межсекторальной (включая представителей власти, бизнеса и общества) эколого-просветительской деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Необходима поддержка просветительской деятельности по линии реализации таких инициатив как «зеленая» экономика, строительство, транспорт, спортивное мероприятие, «зеленый» офис, школа, кампус и другие.

    Работа выполняется за счет средств бюджета, благотворительных программ и развития волонтерского движения.


23.10.2019
20.06.2019
19.06.2019
17.06.2019


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009