Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Проект «Местные сообщества как ресурс устойчивого развития сельских территорий Республики Коми»

Устойчивое развитие сельских территорий и коренного народа коми является приоритетом для Республики Коми. Такое развитие невозможно без опоры на локальную экономику и инициативы местных сообществ в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления позволяет реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. Как показывает мировой опыт, наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий. К сожалению, реформирование местного самоуправления не привело к созданию института сельского самоуправления, обладающего достаточными средствами и компетенциями для решения проблем сельского населения.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ №204) определены национальные цели развития Российской Федерации, в том числе такие важные для сельских территорий как:

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан;

г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.

В достижении этих целей сельские территории значительно отстают от городских территорий, в чем можно легко убедиться, взглянув на уровень реальных доходов граждан и уровень бедности в сельских районах и сравнить их значения с аналогичными показателями в городах Республики Коми.

В зарубежных северных странах реализуются новые модели развития сырьевых регионов, основанные на научных исследованиях и опыте перехода всего сообщества к обновлению. Такая модель названа исследователями «экономика места» или локальная экономика. Важно, что в этих моделях экономическое развитие опирается на инновации и прочную основу развития сообществ. Речь идет о переходе от сырьевой зависимости северных территорий к диверсифицированной экономике, которая основана на ресурсных отраслях, но включает в себя не только производство, но и активы сообществ. Особенно важно такое обновление для сельских территорий и малых городов. Связь между сообществом и экономическим развитием распространяется на инфраструктуру и технологии, на природные ресурсы и окружающую среду, которые долгое время поддерживали экономику и качество жизни местного населения. Необходимо соединить активы сообщества и экономического развития, с тем чтобы они соответствовали потребностям, необходимым для экономической деятельности в современном мире. Однако следует подчеркнуть, что локальная экономика не означает возвращение к модели промышленного развития сельских районов советских годов, тем не менее, для развития сельских районов государство по-прежнему играет основную и вспомогательную роль в обеспечении того, чтобы сельские и малые города развивались. С помощью партнерства государства и сообществ можно определить стратегические возможности для обновления видения будущего и инвестиций. Определены следующие направления для поддержки со стороны государства сельских территорий и малых городов. Каждое из них представляет собой цели для инвестиций, которые призваны оживить возможности для долгосрочного и диверсифицированного экономического развития. Во-первых, необходимо обновить и расширить физическую инфраструктуру региона. Инвестиции в инфраструктуру действуют как долгосрочные активы развития, которые приносят выгоды на протяжении десятилетий и поколений. Во-вторых, инфраструктура человеческого потенциала касается образования и профессиональной подготовки, как для молодежи, так и для устоявшейся рабочей силы, стремящейся конкурировать в новых секторах экономики. Развитие людских ресурсов будет решающей поддержкой региональной диверсификации в локальной экономике. В-третьих, необходимо обновить и диверсифицировать потенциал сообщества. Предоставление услуг здравоохранения, образования, социальных услуг и поддержки социальной экономики должно осуществляться таким образом, чтобы помочь как общественному, так и экономическому развитию. В-четвертых, обновление инфраструктуры должно охватывать экономическую и деловую поддержку и услуги по обучению, включая доступ к капиталу и консультации по развитию бизнеса, особенно для малых и новых предприятий, а также поддержку для развития надежного набора предприятий социальной экономики. Взаимодействие государства и сообщества определяет совместно сконструированный подход развития для сельских районов и малых городов Этот подход включает в себя три элемента:
1) поддержка и структуры для диалога стратегического планирования от сообщества к правительству; 2) поддержка и структуры для координации роли правительства региона в совместном создании поддерживающей государственной политики; 3) механизм для содействия постоянному обмену между разработкой стратегического планирования сообщества и совместное создание поддерживающей государственной политики для обеспечения их взаимодополняемости.

Локальная экономика сельских территорий Республики Коми и местные сообщества развиты слабо. Требуется стимулирование и постоянная поддержка инициатив местных сообществ, поиск и обучение лидеров местных сообществ, в том числе среди молодежи и пенсионеров. И задача такой поддержки стоит перед муниципальными служащими сельских поселений.

Задачи и этапы проекта. Работа над проектом будет организована в последовательности, включающей следующие элементы, к которым относятся:

  1. SWOT-анализ, включая определение ключевых проблем, ограничений, возможностей и новых тенденций, влияющих на развитие северных сельских районов.
  2. Определение существующих ресурсов экономического развития сообщества и потенциала в сельских районах.
  3. Организация и проведение воркшопов, социологических опросов, консультаций с сообществом для определения основных проблем и возможностей, инструментов использования потенциала сельских территорий.
  4. Проведение образовательных семинаров (тренингов) и мастер-классов по подготовке проектов развития поселений, разработке проектов (бизнес-идей, проектов социального предпринимательства и для самозанятости)
  5. Изучение передовой практики и другого международного северного опыта из аналогичных областей с целью предоставления рекомендаций по стратегическим вариантам составления проекта плана развития сельских территорий.
  6. Выявление дефицита в ресурсах (экономических, человеческих, организационных) развития сообщества, разработка практических приоритетов для преодоления препятствий и обеспечения развития сельских северных районов.
  7. Определение и работа с лидерами- ключевыми игроками / институтами, влияющими на решения, реализующих потенциал и формирующих будущее развития сельских территорий.
  8. Описание модели (ей), которые могут быть использованы для разработки соглашения о многостороннем партнерстве, направленного на преодоление барьеров в сообществе по экономическому развитию северных сельских территорий.
  9. Разработка стратегического плана развития сельской территории на принципах устойчивости.
  •  «Какие социально-экономические, экологические проблемы являются наиболее значимыми в современной жизни, насколько они будут влиять на будущее северного села?»

Результатом обсуждения этого вопроса необходимо не только ранжировать проблемы развития села по их значимости для жителей, но и сформулировать «Северный образ жизни». Поэтому следует особо обратить внимание на такие моменты, как люди видят северное село и себя на Севере, насколько зависима экономика на селе от природных ресурсов и насколько они доступны для местного бизнеса, коренных жителей, как соотносится жизнь на селе с коми культурой. Обсудить инфраструктурную обеспеченность, удовлетворённость социальными учугами.

Особо выделить проблемы молодежи на селе.

Важно при проведении обсуждений с населением найти преимущества жизни в сельских поселениях, например, такие, как более медленный, менее беспокойный ритм жизни; некоммерческий акцент в социальных услугах и общественной жизни; меньше удобств, но более безопасные условия жизни.

  • «Каково видение будущего глазами сельского жителя - определение потенциала ресурсов местных сообществ, которое могло бы стимулировать и обеспечить экономическое развитие северных сельских поселений?"
  • «Какие из ключевых стратегических направлений развития бизнеса важны для сельской территории?»
  • «Какая управленческая структура или модель лучше всего подходят для реализации стратегии развития сельских районов Республики Коми ?»

Планируемые научные результаты проекта

По итогам проекта будут собраны, проанализированы и обобщены материалы на основе проведенного социологического опроса, выездных круглых столов семинаров по вопросам развития северных сельских территорий, реальных кейсов из экономики и социальной жизни местных сообществ, изучения зарубежных подходов к формированию моделей развития ресурсных сельских территорий и малых городов Северных европейских стран и Северной Америки.

По полученным результатам будет подготовлен полный отчет всех проведенных мероприятий по следующим разделам:

  1. Процесс и методология проекта
  2. Сводный отчет об общественном обсуждении
  3. Краткие описания моделей, планов стратегического развития Усть-Куломского и Прилузского районов.
  4. Рекомендации по реализации планов стратегического развития сельских территорий на основе создания партнёрства, власти, бизнеса, местных сообществ, науки и образования.

Планируемые научные результаты будут использованы для подготовки и публикации научных статей в рецензируемых журналах, подготовки докладов на международных, всероссийских и региональных конференциях.

05.03.2024
22.02.2024
25.12.2023
21.11.2023


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009