Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


4-й Совместный семинар Общественной палаты Российской Федерации и Европейского социально-экономического комитета. Брюссель (Бельгия)

    28 июня 2011 года в Брюсселе (Бельгия) состоялся 4-й Совместный семинар Общественной палаты Российской Федерации и Европейского социально-экономического комитета. В рамках семинара прошло обсуждение перспектив сотрудничества в области экологии, устойчивого развития и зеленой экономики (с российской стороны в обсуждении принял участие директор Института устойчивого развития Общественной палаты РФ В.М. Захаров). По результатам обсуждения было принято Заявление.

Из Заявления по результатам семинара:

«Озеленение» экономики:

25. Мы признаем, что зеленую экономику следует рассматривать в контексте устойчивого экономического развития. Зеленая экономика требует изменения моделей развития, где внимание в равной степени должно уделяться экономическому росту, социальной интеграции и сохранению окружающей среды. Мы понимаем, что процесс трансформации в сторону зеленой экономики будет сложным и потребует усилий от всего общества, правительств, социальных партнеров и других активных участников процесса.

26. Мы призываем к разработке соответствующих основ такой политики на многостороннем, региональном и государственном уровнях с целью обеспечения перехода к зеленой экономике, продвижению моделей сбалансированного потребления и производства и сохранения экосистем.

27. Мы рекомендуем, чтобы основные положения политики по защите окружающей среды и соответствующие требования обязательно включались в общие планы развития, направленные на решение социально-экономических проблем. Государственная власть должна играть ведущую роль в развитии экономической устойчивости путем создания эффективной нормативной среды для поддержания инициатив со стороны промышленности.

28. Мы убеждены, что необходима хорошо продуманная рамочная политика на международном уровне, в которой могут быть определены права и выработаны предложения, способствующие развитию зеленой экономики. Отмечаем, что Россия и Европейский союз уже достигли определенного прогресса в переходе к зеленой экономике, и призываем к более активным усилиям, направленным на подлинное и эффективное применение соответствующего законодательства.

29. Мы считаем, что производство энергии, в частности, возобновляемых видов энергии, и сельское хозяйство являются ключевыми секторами, где должно происходить «озеленение». Эти сектора могут послужить хорошим образцом для практического анализа степени перехода к зеленой экономике. Мы рекомендуем Российской Федерации и Европейскому союзу рассмотреть эти сектора экономики как стартовую точку для сотрудничества.

30. Мы поддерживаем постоянные исследования и инициативы по внедрению комплексных и сбалансированных инструментов и показателей, помимо ВВП, которые отражают степень ущерба, наносимого природному и человеческому капиталу производителями и потребителями. Здесь необходимо учитывать накопленный ущерб окружающей среде, истощение ресурсов, уничтожение ландшафта и воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

31. Мы призываем частный сектор экономики брать на себя ответственность за выполнение требований по защите окружающей среды при условии, что ему обеспечивается достаточная юридическая однозначность для планирования необходимых инвестиций. Мы признаем, что малый и средний бизнес является основным фактором в продвижении зеленых товаров и услуг, и призываем к особой поддержке этих предприятий с целью содействия их выходу на новые рынки.

32. Мы призываем к принятию мер по развитию торговли экологически чистыми товарами и услугами на многостороннем и региональном уровнях. Устойчивая нормативная база для зеленых продуктов должна быть разработана на международном уровне с тем, чтобы восстановить доверие и избежать ситуации, когда первые участники этого процесса разрушают собственную конкурентоспособную позицию.

33. Мы признаем, что с целью определения приоритетов в совместных действиях Россия-ЕС необходимо следовать общепринятым правилам поведения и этическому кодексу, принятому мировым сообществом. Основой для таких действий могла бы служить «Хартия Земли», которая начиналась как инициатива ООН и превратилась в инициативу гражданского общества.

34. Мы призываем к более активной поддержке государством инноваций и исследований в области зеленой экономики, используя такие меры как увеличение финансирования на исследования и предоставление субсидий научно-исследовательским программам. Мы признаем необходимость сотрудничества между Россией и ЕС в области научных исследований и инноваций, связанных с «озеленением» экономики.

35. Мы подчеркиваем, что внедрение идеи устойчивого развития зависит от осознания проблемы всем обществом и от общественного принятия зеленых продуктов и услуг потребителями. В этой связи для пробуждения общественного сознания крайне важна роль информационных кампаний и образования в области зеленой экономики, которые нужно поддерживать. В этих целях вовлечение организаций гражданского общества могло бы сыграть важную роль в обеспечении успеха такой политики.

36. Мы отмечаем, что переход к зеленой экономике также означает изменения в системе занятости. Следовательно, возникает необходимость постоянного диалога с социальными партнерами и гражданским обществом и поддержки этих изменений с помощью политики, направленной на сохранение дохода и стимулирование профессионального обучения и переквалификации.

37. Мы подчеркиваем, что государственная власть и частный сектор должны рассматривать переход к зеленой экономике как возможность для создания более квалифицированных и постоянных рабочих мест и снижения риска нестабильной занятости. В этой связи необходимо учитывать международные инициативы, такие как программа «зеленой» занятости МОТ и совместная инициатива «зеленой» занятости ЮНЕП/МОТ/Международной организации предпринимателей/Международной конфедерации профсоюзов.

38. Выражаем надежду на то, что Конференция ООН по устойчивому экономическому развитию, которая состоится в Рио-де-Жанейро в 2012 г. (Rio+20), внесет существенный вклад в дело развития устойчивой экономики и определит четкие цели процесса «озеленения» экономики и достижения эффективного использования ресурсов.

39. ОПРФ и ЕЭСК убеждены, что активное участие организаций гражданского общества крайне важно в создании движущей силы и влияния, необходимых для достижения существенных результатов на этой конференции. ОПРФ и ЕЭСК будут продолжать сотрудничество, чтобы внести свой вклад в этот процесс через разработку общей позиции на конференции «Рио+20». В этих целях будет осуществляться сотрудничество между Обсерваторией устойчивого развития ЕЭСК и Институтом устойчивого развития ОПРФ.

05.03.2024
22.02.2024
25.12.2023
21.11.2023


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009