Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Воронежская область


Институт устойчивого развития Воронежской области – создан на базе Воронежского Центра экологической политики

Руководитель - Стороженко Надежда Викторовна

Телефон: (4732) 55-45-69
E-mail: vcep@comch.ru

Устойчивое развитие Воронежской области

Воронежская область - уникальная территория, расположенная в центральной полосе европейской части России, примерно в 600 км южнее Москвы, и является наиболее крупной областью Центрального Черноземья...

Устойчивое развитие Воронежской области

    Воронежская область - уникальная территория, расположенная в центральной полосе европейской части России, примерно в 600 км южнее Москвы, и является наиболее крупной областью Центрального Черноземья.
    Благодаря наличию благоприятного природного потенциала для развития, в течение длительного времени в Воронежской области проводилась политика, направленная на рост экономики региона любой ценой. Однако, на сегодняшний день, мы отмечаем негативные экологические последствия, связанные с деградацией естественных природных систем, что не может не сказываться на условиях жизни человека. Возникает противоречие в вопросах все возрастающих потребностей общества в природных ресурсах и ограниченной емкости ресурсного потенциала природных систем. В данных условиях единственным рациональным решением сложившихся противоречий является переход к устойчивому развитию области, при котором экономическое развитие территории осуществляется путем модернизации и экологизации различных отраслей экономики. Иными словами, улучшение качества жизни жителей Воронежской области должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышения которых приводит к разрушению естественного биологического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь при выполнении этих условий возможно сохранение нормальной окружающей среды для существования будущих поколений наших жителей.
    Сегодня, когда мировое сообщество стремится отойти от нерациональных моделей развития и встать на путь экологически безопасного и устойчивого развития, одна из основных стоящих перед общественными структурами задач заключается в том, чтобы содействовать пониманию общей цели в стремлении к устойчивому развитию во всех слоях общества. Возможность понимания такой цели будет зависеть от готовности всех слоев общества участвовать в подлинно широком сотрудничестве и диалоге, и от принятия самостоятельной роли, обязательств и особого экокультурного потенциала каждого жителя области.
    Для успешного перехода к модели устойчивого развития области следует пройти несколько принципиальных этапов, первым из которых следует обозначить разработку и внедрение новой модели ведения хозяйственной деятельности при широком распространении экологически ориентированных методов управления. Следует заметить, что переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления. Поэтому важным направлением работы по переходу области к модели устойчивого развития является формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения с целью изменения стереотипов мышления и повышения экокультурного потенциала общества.
    На следующем этапе должно осуществляться целенаправленное изменение структуры экономики, проявляющееся в преобразованиях в экономике, в модернизации и экологизации технологических циклов с внедренем энерго- и ресурсосберегающих технологий, ориентации их на замкнутые производства и, как итог, в полной экологизации процесса социально-экономического развития. Следует особо подчеркнуть, что на данном этапе экологическое благополучие территории области обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования природного, ландшафтного и экокультурного потенциала. Необходимым этапом перехода к модели устойчивого развития Воронежской области также является разработка и введение правовых основ регулирования через совершенство местного законодательства, определяющего, в частности, экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды, а именно, разработка системы стимулирования и мотивации хозяйственной деятельности на основе природосохраняющих технологий. Кроме того, в условиях следования модели устойчивого развития области механизмы принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывающие последствия реализации различных решений в экономической, социальной, экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих критериев:

  • никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
  • ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

    Показателями успеха по введению модели устойчивого развития Воронежской области могут выступать:

  • характеристики качества жизни, т.е. совокупность условий, обеспечивающих комплекс здоровья человека, соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности, его положения в обществе и т.д.;
  • уровень экономического развития области;
  • экологическое благополучие.

    В соответствии с Законом Воронежской области от 30.06.2010 г. №65 «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу», стратегия экологического развития ориентируется на снижение напряжения по всем базовым направлениям состояния окружающей среды: уровню загрязнения атмосферного воздуха, качеству питьевой воды, водоснабжения и состояния водоемов, проблеме утилизации бытовых и промышленных отходов, восстановительному озеленению, развитию природоохранных и рекреационных зон, рациональному природопользованию.
    В предполагаемые результаты реализации Стратегии входят, в том числе, следующие основные целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2009 году):

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни – 4 года;
  • снижение смертности в трудоспособном возрасте – на 25%;
  • снижение энергоемкости валового регионального продукта – 81-83%.

    Стратегией также предусмотрены целевые показатели стратегических индикаторов экологического развития до 2020 года, в том числе: удельный вес объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям; площадь особо охраняемых природных территорий; удовлетворенность населения качеством и доступностью информации об экологии и охране окружающей среды.
    В Воронежской области также действует долгосрочная областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010-2014 годы», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 06.07.2010 г. № 546.
    Основными целями Программы являются повышение уровня экологической безопасности области, улучшение качества окружающей среды, обеспечение рационального природопользования, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
    Программа включает в себя семь подпрограмм, структурированных по основным природоохранным мероприятиям:

  • Водные ресурсы и водные объекты;
  • Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
  • Проведение эколого-оздоровительных мероприятий на Воронежском водохранилище;
  • Развитие системы особо охраняемых природных территорий, сохранение биологического разнообразия;
  • Обеспечение экологической безопасности;
  • Создание системы обращения с отходами потребления;
  • Воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы.


    Долгосрочная областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010-2014 годы» предусматривает достижение целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы до 2014 года, таких как протяженность установленных границ водоохранных зон, среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в контрольных створах Воронежского водохранилища, удельный вес объектов размещения отходов, соответствующих нормативным требованиям, защищаемая территория при проведении капитального ремонта ГТС, доля площади, занимаемая особо охраняемыми природными территориями, увеличение площади озелененных территорий общего пользования, удовлетворенность населения качеством и доступностью информации об экологии и охране окружающей среды и другие.
    На достижение цели устойчивого развития регионов ориентированы показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе – показатели в области охраны окружающей среды, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 г. №148 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. №322». Среди указанных показателей – доля субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от расположенных на территории субъекта Российской Федерации стационарных источников и зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации автомобильного транспорта, доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения вод) повысился, доля рекультивированных земель в общей площади земель, подвергшихся нарушению, включая земли, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями.
    Достижение показателей контролируется специально уполномоченными органами с обязательной обработкой в информационно-аналитических службах органов власти Воронежской области. Соответствующие отчеты подлежат опубликованию, в том числе в средствах массовой информации.

С.С. Делягина
Специалист первой категории Воронежского Центра экологической политики
И.Н. Климова
Консультант Управления по экологии и природопользованию Воронежской области

23.05.2017
17.05.2017
27.04.2017
19.04.2017


© Институт Устойчивого развития 2009  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009
rffe 20bb, n .