Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Калининградская область


Институт устойчивого развития Калининградской области - создан на базе Калининградского государственного технического университета (Института экологии и устойчивого развития)

Руководитель - Уманский Сергей Абрамович, к.б.н.

Телефон: 4012-93-54-53
E-mail: umansky@klgtu.ru

Стратегия устойчивого развития – системный подход к решению экологических и социально-экономических проблем Калининградской области

Калининградская область – особый субъект Российской Федерации, в развитии которого существенную роль играет его эксклавное положение, а, следовательно, отношения с соседними государствами Европейского Союза Литвой и Польшей. Такое соседство вносит заметный вклад в формирование мировоззрения, образа жизни жителей региона, особенно молодежи...

Стратегия устойчивого развития – системный подход к решению экологических и социально-экономических проблем Калининградской области

    Калининградская область – особый субъект Российской Федерации, в развитии которого существенную роль играет его эксклавное положение, а, следовательно, отношения с соседними государствами Европейского Союза Литвой и Польшей. Такое соседство вносит заметный вклад в формирование мировоззрения, образа жизни жителей региона, особенно молодежи. Проблемы транзитного транспортного сообщения с основной территорией Российской Федерации и, одновременно, доступность в посещении европейских стран создают предпосылки для культурного, духовного «отторжения» от России. Так же существует целый пласт региональных проблем, необходимость решения которых остро ощущается не только на всех уровнях власти, общественных объединений граждан, но также затрагивает интересы государств Балтийского региона.
    Анализируя особенности экономического развития, необходимо отметить, что федеральный центр уделяет внимание региону, о чем свидетельствуют целый ряд законодательных и нормативно-правовых документов федерального уровня, среди них – Федеральная целевая программа. В ней сформулирована основная цель: «создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран, а также благоприятного инвестиционного климата для сближения России и европейского сообщества». Среди основных задач в программе продекларированы вопросы обеспечения геостратегических интересов России в Балтийском регионе, задачи общефедерального значения и регионального уровня.
    Среди региональных экологических проблем в порядке приоритетности их решения можно выделить загрязнение поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха и вопрос утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Все эти проблемы связаны с действием человеческого фактора, а потому базовым элементом их решения служит система экологического воспитания, образования и просвещения.
    Анализ ситуации показывает, что  за период с 2000 по 2007 год сброс сточных вод  составляет примерно  135-145 млн м3, доля неочищенных стоков по-прежнему велика и составляет 85% от суммарного водоотведения.
    Несмотря на уменьшение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников за счет уменьшения доли сжигаемого угля, валовые выбросы имеют тенденцию к росту от года к году. Неизменно высокой остается доля автотранспорта (свыше 85%) в валовом выбросе вредных веществ в атмосферу области. В пространственном отношении основные источники выбросов и сбросов сконцентрированы на сравнительно небольшой по площади территории в зоне наибольшей плотности населения области – Калининграде и прилегающим к областному центру населенным пунктам.
    В Калининградской области выявлены более 160 свалок ТБО общей площадью 177 га, из них разрешенных к эксплуатации - 39 общей площадью 134 га, остальные  - несанкционированные. В этих свалках сосредоточено более 15 млн тонн отходов производства и потребления (по другим экспертным оценкам – от 17 до 35 млн тонн). По экспертным оценкам ежегодные объемы образования отходов выражаются величиной около 900 тыс. тонн. На долю отходов I–III классов опасности приходится примерно 2% от всех производимых отходов.
    Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Калининградской области в 2008 году составили всего 701,9 млн рублей, что составляет 62,9% в сопоставимых ценах к предыдущему году или 1,05% от общего объема инвестиций в основной капитал. Это свидетельствует о несопоставимо малой финансовой поддержке крайне важных для обеспечения экологической безопасности региона  мероприятий по охране окружающей среды. Между тем, только накопленные за всю предыдущую историю развития социума экологические проблемы требуют для их решения значительных финансовых и материальных затрат, не говоря уже о неизбежной необходимости инвестирования природоохранных мер по объектам, планируемым в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
    Состояние ряда экономических показателей Калининградской области ниже, чем по Российской Федерации в целом. Структура валового регионального продукта носит, в основном, непроизводственный характер. Оценивая состояние социального и экономического блоков понятия «качества жизни населения» в регионе была сделана попытка применить некоторые интегральные оценки и сравнить их с аналогичными показателями по РФ.
    Эти оценки показывают, что качество жизни населения в Калининградской области несколько ниже, чем в Российской Федерации. Для его улучшения и определения будущего российского эксклава  выдвигались различные концепции стратегий развития региона на краткосрочную и долгосрочную перспективу. В монографии В.В. Ивченко сделан анализ шести наиболее значимых стратегий развития Калининградской области за 1992–2002 гг., который не потерял своей актуальности до настоящего времени и на основании которого выделен ряд основных недостатков этой деятельности. К ним автор относит разобщенность целей и задач различных программных мероприятий, декларативность установок, что не позволяет четко структурировать содержание программ и контролировать ход их реализации, декларативность научно-технического и инновационного обеспечения программных мероприятий. Наконец, общим недостатком для региональных программ служит отсутствие четко проработанных систем их управления. Вероятно, отсутствием ясного целеполагания объясняется принятие решения о строительстве Балтийской АЭС в Калининградской области. Убедительное обоснование необходимости размещения такого энергетического объекта для устойчивого социально-экономического развития региона по существу отсутствует. Объяснение авторов проекта о привлечении инвестиций в регион и планируемые выгоды от экспорта электроэнергии в страны ЕС не представляются убедительными, особенно на фоне протестного поведения стран-соседей Литвы и Польши.  Можно привести другие примеры слабо обоснованных инвестиционных проектов регионального и муниципального уровней, реализация которых не обеспечила планируемых результатов. Причина недостатков кроется в отсутствии научно-обоснованных комплексных программных документов, учитывающих принципы стратегии устойчивого развития. 
    Например, анализ Целевой программы «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008–2012 годы» показал, что к ее содержанию имеется ряд замечаний.
    Во-первых, цель программы неконкретна, а, следовательно, недостижима. Если речь идет о конкретных конституционных правах граждан на благоприятную окружающую среду (в частности, качество воздуха и водных объектов должно соответствовать действующим нормативным показателям), то за короткий 4-летний период действия этой программы, достижение желаемых показателей состава и свойств воздушной и водной среды представляется  нереальным. Слишком много в отведенное время надо построить очистных сооружений и реализовать других организационно-технических мероприятий, что потребует значительных инвестиций. Такая ситуация предполагает выполнение анализа и поиска реальных источников инвестиций в объекты природоохранного назначения.
    Во-вторых, в связи с перечисленным выше, возникает вопрос, каким образом данный документ будет взаимодействовать с другими целевыми программами. Например, с Федеральной целевой программой развития Калининградской области на 2009–2014 годы (ФЦП) и Программой социально-экономического развития Калининградской области на период 2007–2012 годы. Важно, чтобы заложенные в программу экологического оздоровления мероприятия нашли отражение в соответствующих разделах этих и других программ.
    В-третьих. Ограниченность финансовых ресурсов на региональном и муниципальном уровнях требуют существенного сужения перечня приоритетных направлений, их научного обоснования, в первую очередь, проводимых за счет бюджетного финансирования. Если этого не сделать, то будут созданы условия для «распыления» инвестиций и возникнут сложности в контроле эффективности их использования.
    В-четвертых. Совершенно не проработан вопрос нормативно-правового обеспечения реализации мероприятий программы экологического оздоровления. Действующие региональные  законы и нормативные акты недостаточно проработаны, декларативны, потому неэффективны и не исполняются.
    В-пятых. Вызывает сомнение предлагаемая программой система контроля  эффективности реализации мероприятий и использования денежных средств. Опыт реализации федеральных целевых программ показывает, что за решение конкретных задач отвечает соответствующий орган и его руководитель (координатор). Региону в структуре правительства целесообразно такой орган иметь и для координации работ и по программе экологического оздоровления территории, и для координации деятельности государственных природоохранных служб.
    В-шестых. В материалах отсутствует как таковой механизм реализации программы с указанием объемов и источников финансирования, сроков, этапов, последовательности реализации подпрограмм по их приоритетности. Принятая система индикаторов, не позволяет отслеживать достижение результатов мероприятий по охране окружающей среды на том или ином временном отрезке (этапе). Это важно для контроля результатов инвестиционной и иной деятельности в ходе реализации программы.
    Следует заметить, что сложившаяся ситуация в сфере стратегического территориального планирования весьма негативно сказывается на всех уровнях жизнедеятельности региона – экономическом, социальном и экологическом. Поэтому в современных условиях программы социально-экономического развития должны предусматривать обязательное рассмотрение комплекса вопросов, связанных с взаимодействием общественного производства и окружающей природной среды территорий, в границах которых намечается их реализация. Тем более, что обязательность их рассмотрения регламентируется действующими законами Российской Федерации и Калининградской области. Важно подчеркнуть, что целесообразным механизмом реализации программ социально-экономического развития служит концепция устойчивого развития.
    Одним из важнейших приоритетов устойчивого развития служит качество жизни, которое в представлениях авторов включает следующие основные блоки: экономический, политический, социальный и экологический. Для оценки текущего состояния качественных и количественных параметров этих блоков важно иметь представление о характеристиках эталонных показателей исследуемых компонентов системы. Поэтому предлагается система индикаторов устойчивого развития, которая позволит охарактеризовать текущее состояние социо-эколого-экономической системы территории и прогнозировать ее дальнейшее развитие. Такое моделирование предполагает необходимость выполнения поэтапной разработки соответствующих программных документов по следующей схеме.
    Уточнение и поэтапная реализация схемы территориального и ландшафтного планирования территории области на основе комплексного (системного) подхода с учетом всестороннего изучения природных, социальных, экономических, экологических, историко-культурных, других факторов. Это позволит установить допустимые масштабы техногенного воздействия в пространстве и времени для различных участков суши и акваторий, систематизировать их по видам хозяйственного использования, закрепить и ранжировать эти участки с учетом их видов использования.
    Разработка модели, описывающей современное состояние окружающей природной среды в Калининградской области. В задачи этой модели входит выявление проблем природопользования на рассматриваемой территории, оценка состояния компонентов природной среды под влиянием современного антропогенного воздействия.
    Моделирование последствий воздействия на окружающую природную среду территории предлагаемых вариантов социально-экономического развития области на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
    Обоснование и выбор оптимального пути социально-экономического развития области для достижения установленных параметров качества жизни населения и устойчивого развития территории с учетом реализации необходимых природоохранных мероприятий.
    Для создания условий устойчивого развития Калининградской области необходима разработка соответствующего механизма реализации соответствующей стратегии, который должен включать блоки координации и управления, регионального мониторинга и научного обеспечения, законодательного и финансового обеспечения, экологического образования, просвещения и воспитания.  Он должен представлять собой законодательно оформленный документ, имеющий силу обязательного исполнения для всех субъектов данной территории.

Выводы

  • Разобщенность целей и задач существующих различных программных мероприятий, декларативность их установок, научно-технического и инновационного обеспечения не позволяет четко структурировать содержание программ и контролировать ход их реализации.
  • Накопленные экологические проблемы, хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий – факторы, которые негативно влияют на качество жизни населения и инвестиционную привлекательность территории.
  • Главная проблема устойчивого регионального развития – отсутствие доверия общества к решениям местной власти, отсутствие полноценной, достоверной информации о направлениях развития субъектов территории, понимания места, роли и отсутствие у населения мотивации к согласованным с местной властью действиям.
  • Отсутствие преемственности в реализации стратегии развития при смене руководства приводит к замедлению темпов реализации программных задач, ухудшению инвестиционной привлекательности  региона и, как следствие, ухудшению социально-экономических показателей. Для преодоления этого недостатка необходима согласованная, получившая общественное одобрение, региональная (муниципальная) стратегия устойчивого развития с вполне конкретными индикаторами социально-экономического и экологического состояния на расчетный этап ее реализации, которые и будут служить критериями эффективности деятельности партий, фракций, политических объединений, находящихся у власти в рассматриваемый отрезок времени.

С.А. Уманский
Доцент
В.И. Саускан
Профессор
К.В. Тылик
Декан факультета биоресурсов и природопользования Калининградского государственного технического университета

16.04.2022
09.04.2022
08.04.2022
25.03.2022


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009