Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Челябинская область


Институт устойчивого развития Челябинской области – создан на базе Общественной палаты Челябинской области

Руководитель - Ячменев Владислав Анатольевич, к.г.н.

Телефон: (351) 737-16-57
E-mail: op74region@mail.ru

На пути к устойчивому развитию

В последние годы о проблемах экологии говорится так много, что необходимость их решения как  бы не требует доказательств. Реальность же такова, что экологическая ситуация продолжает  ухудшаться. Помимо традиционных негативных последствий (гибель природы, вероятность вредного влияния на здоровье и т.д.) существуют последствия менее заметные, но, пожалуй, самые страшные из всех. Речь идет о постепенном привыкании людей к возможности смерти природы, к мысли  неизбежности ее постепенного  уничтожения, к жизни в недостойных человека условиях...

На пути к устойчивому развитию

    В последние годы о проблемах экологии говорится так много, что необходимость их решения как  бы не требует доказательств. Реальность же такова, что экологическая ситуация продолжает  ухудшаться. Помимо традиционных негативных последствий (гибель природы, вероятность вредного влияния на здоровье и т.д.) существуют последствия менее заметные, но, пожалуй, самые страшные из всех. Речь идет о постепенном привыкании людей к возможности смерти природы, к мысли  неизбежности ее постепенного  уничтожения, к жизни в недостойных человека условиях. Это формирует  специфический  тип психологии  людей, не дорожащих своей малой Родины, не любящих ее, не  чувствующих  за нее ответственность. Такие люди допускают  и в мысли, и реальности  возможность пагубных действий по отношению  к тому месту, где живут, под влиянием сиюминутных интересов.
    В ХХI века мы вынуждены констатировать, что узко профессиональное мышление еще продолжает доминировать у индустриальной  элиты и кадрового корпуса.
    Отказ от  использования исторического опыта  организации человеческого общежития, не принятие экологических ценностей, выработанных на гуманистических подходах к окружающей действительности, приводят к разрушительным последствиям, к нездоровой экологии, к принятию необоснованных управленческих решений ради сиюминутного успеха, без учета экологических последствий.
    Наша Челябинская область, именно в силу своего индустриального, культурного  и творческого потенциала, - один из наиболее перспективных регионов России. Здесь накоплен уникальный опыт многих поколений отечественных и иностранных инженеров и предпринимателей. Здесь сохранились в первозданном виде образцы культурной деятельности многих поколений.
    Становится очевидным, что развитие личности, формирование экологического мышления на основе экологических ценностей должно быть  взаимосвязано с освоением исторического прошлого края, его  природных национальных ландшафтов.
    Кроме того, отношение к вышеназванным ценностям становится индикатором, определяющим качество и уровень экологической культуры в целом.
    Изменение сложившейся ситуации наша организация и наши партнеры видят в объединении усилий и  возвращении доверия к государственным и местным органам власти, к деятельности бизнеса через  открытую коммуникацию между жителями и управленцами по животрепещущим вопросам жизни населения. Вовлечение жителей в процесс определения стратегии развития своих территорий, гражданского участия в самоуправлении, поддержке общественных инициатив и повышение социальной активности населения.
    Одной из ключевых задач является объединение представителей различных целевых, социальных и интеллектуальных групп. Основой такого взаимодействия должно служить объединение ресурсов и методов содержательной деятельности нескольких  направлений: Информационно-аналитическое, образовательно-просветительское, юридически правовое.
    Более десяти лет многие общественные организации областного и международного статуса свою деятельность направляли на инициирование внимания населения к проблемам загрязнения территорий, их влияния на здоровье, на несовершенство технологических процессов, на создание судебных прецедентов по защите прав человека и др.  При этом, государственные программы по реабилитации территорий, оздоровлению населения и оказания материальной помощи (льгот), у многих людей сформировали потребительское отношение. Такой потребительский подход привел к тому, что население в своих бедах винит, кого угодно и не рассматривает себя, как субъекта, способного изменить условия собственной жизни и окружающей среды.
    Одним из основных правовых ресурсов  для изменения ситуации является принятый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131. Этот закон определил, что местное самоуправление - форма самоорганизации населения для самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Согласно законодательству, муниципальные органы  управляют всеми процессами  жизнедеятельности на местах, и очень важно рассматривать   местное самоуправление с точки зрения устойчивости сообщества  и экологической безопасности.
    Наши предложения по работе с населением направлены на социальную реабилитацию населения,  на то, чтобы из жителей - потребителей сформировать «хозяина» места, способного увидеть ресурсы для развития территории и готового взять на себя ответственность по изменению ситуации. При этом жители должны осознать себя активными участниками процесса, и обеспечивать безопасное проживание с учетом экологических особенностей  территорий.
    Очень важно, чтобы подобная работа носила комплексный характер, а не подчеркивала проблемы, связанные, например,  только с радиацией  (иначе мы только добавим «градус» социальной напряженности). Поэтому мы предлагаем работать с территориальным сообществом в целом.
    Основными направлениями деятельности мы считаем:

  • развитие местных  сообществ, активизация участия населения в решении экологических проблем, проведении социально-экономических реформ и реформы местного самоуправления;
  • выявление и формирование групп активных лидеров мастных сообществ;
  • распространение экологических,  экономических, социальных и правовых знаний, способствующих становлению структур гражданского общества в территориях;
  • укрепление взаимодействия между органами власти, бизнес сообществом, некоммерческими и общественными организациями, предприятиями, научными структурами, СМИ;
  • создание единой общественной информационной среды, включая в нее информационные и правовые службы закрытых городов.

    Деятельность предусматривает проведение ряда мероприятий, направленных на создание в регионе среды социально активных граждан, желающих и способных принимать участие в развитии своей территории.
    Это возможно через создание механизмов повышения социальной активности населения,  открытую коммуникацию между жителями и управленцами по животрепещущим вопросам жизни, поддержки социальных проектов, которые наибольшим образом отвечают потребностям населения, особенно малообеспеченных групп. При организации работ учитываются материалы социологических исследований, которые в последнее время осуществлялись по инициативе государственных и общественных структур и, которые выявили уязвимые места в системе предоставления социальных услуг, а также определили различные группы населения и их приоритеты в этих услугах.
    Для развития навыков вовлечения населения в управленческие процессы проводятся обучающие мероприятия для населения и представителей местной власти по темам:

  • выявлению проблем, анализу ресурсов местного сообщества, самоопределению граждан;
  • методам и  технологиям  повышения социальной активности населения;
  • организации бюджетного процесса с гражданским участием;
  • разработке социальных проектов и программ развития территорий и повышения инвестиционной привлекательности.
    В качестве оптимальной формы активизации населения  выбрано социальное проектирование с последующим поиском финансирования и организационно-технических ресурсов для дальнейшего осуществления проекта.
    Обучающие программы предусматривают также помощь в составлении отдельных планов повышения социальной активности СМО, включая технологии выявления и поддержки общественных инициатив
    В процессе работы предусмотрено консультационное сопровождение и  помощь инициативным группам, социально активным гражданам, органам муниципальной власти, некоммерческим организациям, представителям частного сектора в подготовке  социальных проектов. В подготовке социально-экономического прогноза развития, разработке проектов местных бюджетов на очередной год, а также в определении социальных приоритетов и их отражении в бюджетных расходах с привлечением средств из частных благотворительных фондов и иных источников.
    Все мероприятия  будут направлены на объединение на одной дискуссионной площадке людей разной общественной ориентации, содействие в развитии культуры общественной дискуссии, развитие культуры социального проектирования, распространение правовых знаний среди населения, поддержку и развитие местных инициатив и сообществ.
    Одним из значимых результатов нашей работы, мы видим в создании Фонда Будущих Поколений. Это не только денежный фонд, это фонд природного, исторического культурного наследия. Это то наследие, которое досталось нам от прошлых поколений и, которое мы должны передать следующим поколениям. Нам кажется, что только такая идеология и сможет обеспечить безопасность, стабильность и устойчивое развитие.
    Презентация будет сопровождаться видеоматериалами, рассказывающими об инициативах организации, о результатах деятельности по проектам  и межпроектной кооперации.

М.Я. Соболь
Председатель Комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Челябинской области

05.03.2024
22.02.2024
25.12.2023
21.11.2023


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009