Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Модели устойчивого развития Республики Алтай

С.П. Суразакова
Директор Горно-Алтайского филиала Института водных и экологических проблем СО РАН

 

Модели устойчивого развития Республики Алтай

    В последние десятилетия  одной из задач развития регионов является выбор модели развития. В большинстве своем предлагались   традиционные модели. Вместе с тем  идеи устойчивого развития нашли свое воплощение в разработке моделей устойчивого развития регионов, Так, несколько таких моделей было разработано для   Республики Алтай.
    В 90-е годы была предложена концепция ноосферного  подхода к моделированию развития Горного Алтая. По сути это биоцентристский подход, доминантой которого является идея охраны природы, биологического и этнокультурного разнообразия. В рамках рассматриваемой концепции предлагалось провести зонирование территории республики с выделением заповедной зоны, буферной зоны, зоны экологически обоснованного хозяйственного использования, зоны восстановления, при этом под хозяйственное использование отведено 40% ее территории. Основным недостатком  рассматриваемой модели является противопоставление охраны окружающей среды социально-экономическому развитию.
    Требованиям сбалансированного развития и сохранения биоразнообразия в наибольшей степени соответствует модель устойчивого равновесного развития с выделением зон или районов (или внутри- и межрайонных зон) с различной  степенью ограничения хозяйственной деятельности.
    В 90-х годах в республике Алтай велись поиски подходов к построению такой модели. В качестве одного из вариантов можно рассматривать создание  эколого-экономической зоны “Алтай" с  целью повышения благосостояния народов и этнических групп, проживающих в Горном Алтае; обеспечения экологического равновесия и гармоничного развития природно-социальной среды по модели  ноосферного типа;  сохранения и возрождения нравственности, духовности, национальных культур, традиций, ремесел и промыслов народов и этносов Горного Алтая; превращения республики Алтай в регион с активным торгово-экономическим сальдо, развитой научно-производственной и рыночной инфраструктурой. Однако по мере реализации эколого-экономическая зона «Алтай» практически превратилась в оффшорную зону, цель не была достигнута. На наш взгляд, в концепции эколого-экономической зоны не было понимания сущности устойчивого развития как единства развития трех сфер жизни человека: экономики, экологии и социума в их взаимосвязи и взаимозависимости. Кроме того, следует учитывать и трудности социально-экономического развития России именно в эти годы: спад в экономике, депрессия, социальная напряженность, острый дефицит финансовых средств. Единственным положительным итогом функционирования эколого-экономической зоны следует признать тот факт, что с помощью ее ресурсов удалось в значительной степени снять социальную напряженность в области выплаты детских пособий, погашения задолженности по заработной плате, содержания учреждений здравоохранения и социального обеспечения. В 1999-2000 гг. небольшие инвестиции были направлены на восстановление некоторых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, поддержку  товаропроизводителей, создание новых рабочих мест. Однако и эти небольшие вливания в экономику позволили в 1999 г. увеличить физический объем промышленного производства продукции, его объем составил 171,4% к предыдущему году, а в 2000 г – 111,7%. К сожалению, последующих инвестиций  не последовало, так как с 2002 г. эколого-экономический регион «Алтай» прекратил свое существование.
    Следующей попыткой  разработки модели устойчивого развития на Алтае является осуществление российско-американского проекта “Концептуальная программа экологически устойчивого развития Республики Алтай”. Инициаторами данного проекта были неправительственная организация «Корпорация “Экологически устойчивого развития"» (США, фонд Дж. Дэвиса), Государственное собрание – Эл Курултай и Правительство Республики Алтай. Предложенная концепция, на наш взгляд, характеризуется некоторой шаблонностью исполнения. Корпорация разработала серию аналогичных проектов: 1993г. - по байкальскому региону и по бассейну Уссури (Россия – Китай), по российско-монгольскому - по бассейну оз. Хубсугул – р. Селенга в 1994 г. Этот проект можно отнести к конвейерному типу, для которого характерны поверхностный анализ проблем развития региона, отсутствие четкого представления о приоритетах и стратегии развития горной территории,  имеющей свои специфические особенности. В результате, данная концепция имеет  декларативный, рекомендательный характер, который невозможно применить на практике.
    Заслуживает особого внимания, так называемая, “аборигенная” модель развития горных территорий, разрабатываемая группой горно-алтайских исследователей под руководством В.П. Орлова и поддерживаемая местным населением. Предлагаемая ими модель “Природно-хозяйственного парка” ставит своей целью сочетание щадящего горного землепользования и многоотраслевого (диверсифицированного) хозяйства с элементами традиционного ведения хозяйства и новых для горных жителей форм экономической деятельности (например, туризм, садоводство, придорожное обслуживание). В данной модели центральное место в использовании ресурсов и охране окружающей среды отводится местным общинам. В настоящее время модель “Природно-хозяйственный парк” проходит апробацию на базе межфермерского объединения “Чуй-Оозы” в Онгудайском районе. Конечно, аборигенная модель развития имеет, главным образом, локальный характер и не решает всех проблем устойчивого развития, но вполне может быть одной из составляющих региональной модели.

Проблемы и перспективы устойчивого развития горных территорий России на примере Республики Алтай

С.В. Буйдышева
Заместитель министра экономического развития и инвестиций Республики Алтай
Ч.Д. Алмашев
Директор Фонда устойчивого развития Алтая


Проблемы и перспективы устойчивого развития горных территорий России на примере Республики Алтай

    Алтай является уникальным природным комплексом и одним из мировых богатейших центров биоразнообразия. Регион характеризуется рядом горных экосистем, состоящих из тундровых, лесных, степных и пустынных биомов. В 1998 г. пять отдельных участков Алтая были включены в список объектов Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО под общим названием  «Алтай – Золотые Горы».
    Республика Алтай является субъектом Российской Федерации, занимает территорию около 92,9 тыс.км2 и граничит с Монголией, Казахстаном и Китаем. Леса покрывают около 25% территории республики, которая также является местом водоразделов в Южной Сибири, местом обитания глобально значимых видов (таких как снежный леопард – ирбис и горный баран – аргали) и местом концентрации уникальных духовных и культурных памятников. 
    Население Республики Алтай составляет более 206 тыс. человек различного национального, этнического и религиозного происхождения. Из-за удаленности и труднодоступности по сравнению другими регионами в России в горной Республике Алтай низкая плотность населения и недостаточно развитые экономические связи. Семьдесят процентов бюджета республики зависит от трансфертов федерального бюджета. Средняя продолжительность жизни в высокогорных районах составляет менее чем 55 лет.
    Сельское хозяйство (скотоводство и в меньшей степени растениеводство и производство зерновых) является основой местной экономики. Пушное звероводство, животноводство, оленеводство и пчеловодство также играют важную экономическую роль.  Рекреация и туризм являются основными стратегически важными направлениями регионального развития. В настоящий момент по решению Правительства Российской Федерации на территории Республики создается особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Алтайская долина». Основой для ее создания стали уникальный рекреационный потенциал и природная важность. Это обеспечит развитие экономического потенциала Республики Алтай, но в то же время заслуживает внимания необходимость сохранения исторического и природного наследия республики, социального развития и устойчивого использования природных ресурсов.
    С 1992 г. по итогам Конференции ООН по Окружающей Среде и Развитию в Рио-де-Жанейро и утверждения Горного Раздела 13 в Повестке 21 Республика Алтай стала активно продвигать концепцию устойчивого горного развития, став лидером по данному направлению в России. Республика Алтай является активным членом Международного Координационного Совета «Алтай - наш общий дом», который состоит из представителей Парламентов и неправительственных организаций приграничных регионов России, Казахстана, Китая и Монголии. В июле 2011 года в Республике пройдет юбилейное Десятое заседание МКС «Алтай - наш общий дом», посвященное актуальным вопросам развития Большого Алтая.
    В течение Международного Года Гор 2002 г. в Республике Алтай был создан Подготовительный Оргкомитет, результатом международной конференции стала разработка обращения «Алтайское Заявление» в поддержку концепции стратегии устойчивого развития горных регионов России. В 2003 г. в результате активной работы по устойчивому горному развитию Республика Алтай стала членом «Международного партнерства по устойчивому развитию горных регионов мира» (Горного Партнерства) под эгидой Сельскохозяйственной и Продовольственной Организации Объединенных Наций (ФАО).
    В конце 1990-х годов республика продвигала идею создания Ассоциации Горных Регионов России которая могла объединить горные регионы Российской Федерации (Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Планировалось, что Ассоциация будет разрабатывать стратегические программы, содействовать созданию законодательной базы для развития горных регионов и лоббировать интересы этих территорий на федеральном уровне. Из-за институциональных проблем на российском уровне она не создана. Республика Алтай также предпринимала инициативу подписания «Алтайской Конвенции» как международного законодательного инструмента по развитию и охране окружающей среды в трансграничных регионах гор Алтая.
    В Республике Алтай реализуется множество проектов, которые направлены на определенные вопросы, относящиеся к устойчивому горному развитию. Однако в этих проектах не отражается использование интегрированного и междисциплинарного (комплексного) подхода к решению имеющихся проблем. Во многом причина такого положения – отсутствие внятной стратегии горных территорий. Во избежание дублирования, а также для обеспечения синергетики  тесные контакты будут налажены с институтами, которые исполняют эти программы (проекты). Наиболее заметной инициативой является проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» (2005-2010 гг.), который направлен на сохранение видов, улучшение управления охраняемыми территориями, устойчивое жизнеобеспечение, образование и создание новых охраняемых территорий. Подобные проекты ПРООН реализует в Монголии и Казахстане.
    Другие проекты, финансируемые извне, включая проект Евросоюза (ТАСИС) «Стратегии регионального развития, Российская Федерация» (2007 г.) и инициативы других международных организаций были реализованы через региональные и местные НПО, например таких, как «Фонд устойчивого развития Алтая», которые ставили основной целью сохранение биоразнообразия, развитие экотуризма и устойчивое развитие на Алтае. В Республике Алтай реализуется ряд федеральных целевых программ, таких как "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", "Социальное развитие села до 2010 года" с продолжением до 2012 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
    На региональном уровне реализуются Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы, республиканская целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай на 2011-2017 годы".
   Существующая система ООПТ также не содействует адекватной охране всех территорий с концентрацией высокого биологического разнообразия. Основные выявленные угрозы: нелегальная охота, неконтролируемый туризм, перевыпас скота, вырубка лесов, добыча минеральных ресурсов и развитие инфраструктуры без учета зонирования, общее содействие сохранению биоразнообразия очень низкое. Серьезный ущерб для долгосрочного сохранения биоразнообразия в регионе могут нанести хозяйственные проекты, когда они реализуются на буферных зонах существующих ООПТ, и планируемых, незащищенных территориях, которые обладают большим биоразнообразием, и на тех, где новые ООПТ были предложены для создания. Границы территорий проживания местного населения не учитываются. Их официальный статус и границы часто не точно определены, местное население не знает о существовании ООПТ. В результате этого действия, которые угрожают биоразнообразию, происходят непосредственно на границах ООПТ.
    Российская Федерация является стороной многих международных соглашений, имеющих отношение к устойчивому горному развитию, а именно Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием и Конвенция о всемирном наследии. На федеральном уровне разработка и реализация стратегических документов не учитывает подходы к решению горных проблем, не существует конкретных институциональных образований, работающих по устойчивому горному развитию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года южно-сибирская зона определена территорией развития туризма, это направление обозначено одним из важнейших приоритетов для Республики Алтай.
    Законодательство на федеральном уровне не отражает вопросы устойчивого горного развития в целом. Имеется нормативная база по охране окружающей среды, экономическому развитию, использованию природных ресурсов, которая применима к горным регионам. Перспектива по совершенствованию федерального законодательства по устойчивому горному развитию в настоящий момент времени неясна.
    Из-за необходимости в особом подходе к устойчивому горному развитию в Российской Федерации был разработан региональный закон о горной специфике в Республике Северная Осетия – Алания (Акт Развития Горных Территорий, 1998 г.). Подобный подход к горной специфике необходим для Республики Алтай, который может также потенциально повлиять на подобные разработки в остальных горных регионах Российской Федерации. Устойчивое горное развитие в Республике Алтай внесет вклад в сокращение бедности и в обеспечение экологической устойчивости, также как и в улучшение уровня жизни в сельской местности.
    Горные территории в Республике Алтай сталкиваются с рядом вызовов. Исторически сложилось так, что такие регионы были маргинальными из-за скромных инвестиций и слабого инфраструктурного развития в связи с их удаленностью. В результате закрытия сельских производств  после распада Советского Союза, маргинализация горных регионов усилилась. Помимо вызовов, относящихся к удаленности, трудным климатическим условиям и чувствительностью к экологическим деградациям и природным катаклизмам, горные территории сталкиваются с рядом специфических, серьезных проблем, которые требуют внимания:

  • высокий уровень безработицы;
  • нерегулируемый и неустойчивый туризм, который, с одной стороны, не вносит вклад в местный уровень жизни, и с другой стороны, подрывает экологическую устойчивость;
  • ограниченный доступ местной сельскохозяйственной продукции и традиционных промыслов к рынкам;
  • разделение земельных участков и ограниченное устойчивое природопользование;
  • браконьерство;
  • миграционные процессы;
  • недостаток общественных финансовых средств для решения вышеуказанных вопросов.

    Все эти проблемы взаимосвязаны и нуждаются в решении в рамках внятной стратегии устойчивого горного развития. Горные условия оказывают значительное воздействие на условия жизни населения и эффективность его хозяйственной деятельности. Это проявляется в ущербах для экономики за счет роста издержек хозяйственной деятельности, в том числе и в домашних хозяйствах, суженности структуры экономики, снижении доходных статей бюджета и увеличении бюджетных затрат.
    Все это требует разработки методики оценки воздействия «горности» на экономику и население Республики Алтай и  проведение на ее основе конкретных расчетов для определения размеров бюджетных трансфертов на снижение воздействия «горности» на социально-экономический комплекс территории. В целях разработки внятной методики оценки воздействия «горности» на экономику и население Алтая Правительство Республики Алтай в лице Минэкономразвития Республики Алтай сотрудничает с Московским государственным университетом и ведет с ним соответствующие работы.
    Ожидаемый эффект от разработки оценки воздействия «горности» на экономику заключается в следующем.
Во-первых – это подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по использованию интегральной оценки «горности» при расчете бюджетных трансфертов для снижения воздействия «горности» на экономику и население горного субъекта РФ; при распределении средств федерального бюджета на реализацию ФЦП для снижения процента софинансирования программ горными субъектами РФ; при расчете субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям.
    При этом учитывается опыт Кольского научного центра РАН  и результаты по разработке методики интегральной оценки степени дискомфортности территорий для целей районирования и оценке условий дискомфортности жизнедеятельности населения Республики Алтай, учитывающей специфику высокогорных и безводных территорий.
    Во-вторых, на основе модифицированной методики на примере Республики будет проведен отбор и анализ показателей для оценки воздействия «горности» на экономику и население горного субъекта РФ.
    В результате будут сформированы два перечня показателей. Первый перечень фактор-признаков должен включать различные физико-географические, климатические, гидрологические характеристики горных территорий, а также показатели, характеризующие низкую плотность расселения. Второй перечень результирующих признаков, индикаторов: должен включать социально-экономические показатели, в той или иной мере, зависящие от фактор-признаков.
    В-третьих, модификация имеющейся методики по оценке воздействия «горности» на экономику и население горного региона РФ.
    В результате будет определен относительный количественный интегральный показатель «горность», который будет определяться совокупностью факторов, присущих каждому горному региону Российской Федерации, и определена его степень влияния на социально-экономические показатели региона. На основе разработанной методики на примере Республики Алтай будут проведены соответствующие расчеты. Наконец разработка методики оценки размеров бюджетных трансфертов для снижения воздействия «горности» на экономику и население горного субъекта РФ. В результате будет проведена предварительная оценка размеров бюджетных трансфертов для снижения воздействия «горности» на экономику и население Республики Алтай.

Республика Алтай. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы.

    Глава 13 «Повестки на ХХI век» принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году гласит о важности сохранения гор и горных экосистем мира и призывает правительства стран к созданию экономических, социальных, экологических, институциональных и других основ для устойчивого развития горных регионов мира. Почему Горы? Потому что - горы включают огромное разнообразие рельефа, климата, флоры и фауны, а также разнообразие известных человечеству культур. Горы по своему геологическому строению и тектонике наиболее сложные элементы внутренних структур Земли. В горах сосредоточено более половины мировых запасов пресной воды, а также значительная часть древесины, полезных ископаемых и пастбищных земель. В различных религиях мира они являются местом обитания богов, для общества в целом – источником духовности, эстетического наслаждения, мифов, легенд, психологического успокоения и вдохновения. Горы и возвышенности занимают более 50% территории России: Урал, Камчатка, Кавказ и Алтай. Горный Алтай, как и все горные регионы России, обладает богатейшими и разнообразными природными ресурсами – биологическими, минеральными, водными и рекреационными, и имеет богатое культурно-историческое наследие. Горы мира это концентрация культурного разнообразия, Алтай в этом отношении не исключение.
    В тоже время помимо вызовов, относящихся к удаленности, трудным климатическим условиям и чувствительностью к экологическим деградациям и природным катаклизмам, слабости социально-экономического развития, горные территории сталкиваются с рядом специфических, серьезных проблем которые требуют внимания для решения на разных уровнях:

  • высокий уровень безработицы;
  • нерегулируемый и неустойчивый туризм;
  • ограниченный доступ местной сельскохозяйственной продукции и традиционных промыслов к рынкам;
  • разделение земельных участков и ограниченное природопользование;
  • нерациональное использование биологических ресурсов;
  • миграционные процессы;
  • недостаток финансовых средств для решения вышеуказанных проблем.

    Алтай находится в постоянном поиске пути своего развития и является проводником новых идей по устойчивому горному развитию по всему Большому Алтаю и Алтае-Саянскому экорегиону. Именно Республика Алтай внутри всего экорегиона является своего рода катализатором различных идей и первопроходцем по практическому апробированию моделей своего развития. 1990-х годов в Горном Алтае происходил активный поиск приемлемой модели и стратегии развития Алтая. Научными кругами, экономистами и экологами региона были предложены различные модели устойчивого развития республики (эколого-экономическая, ноосферно-биосферная, трансграничный биосферный и др.), которые в последующем получили развитие в виде новых направлений. Отвечая на вышеуказанные вызовы, характерные для всех горных территорий Российской Федерации, Республика Алтай за 20 лет существования накопила солидный практический опыт в различных аспектах устойчивого горного развития, краткий обзор которого представлен в настоящей публикации.

    Читать публикацию полностью

Республика Алтай


Институт устойчивого развития Республики Алтай - создан на базе "Фонда устойчивого развития Алтая"

Руководитель - Алмашев Чагат Дидунович

Телефон/факс: (38822) 2-26-96
E-mail: forsustainablealtai@gmail.com


Республика Алтай. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. Проблемы и перспективы устойчивого развития горных территорий Российской Федерации на примере Республики Алтай / Под ред. Ч.Д. Алмашева

Глава 13 «Повестки на ХХI век» принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году гласит о важности сохранения гор и горных экосистем мира и призывает правительства стран к созданию экономических, социальных, экологических, институциональных и других основ для устойчивого развития горных регионов мира...


Модели устойчивого развития Республики Алтай

В последние десятилетия одной из задач развития регионов является выбор модели развития. В большинстве своем предлагались традиционные модели. Вместе с тем идеи устойчивого развития нашли свое воплощение в разработке моделей устойчивого развития регионов, Так, несколько таких моделей было разработано для Республики Алтай...

 

Проблемы и перспективы устойчивого развития горных территорий России на примере Республики Алтай

Алтай является уникальным природным комплексом и одним из мировых богатейших центров биоразнообразия. Регион характеризуется рядом горных экосистем, состоящих из тундровых, лесных, степных и пустынных биомов. В 1998 г. пять отдельных участков Алтая были включены в список объектов Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО под общим названием «Алтай – Золотые Горы»...





05.03.2024
22.02.2024
25.12.2023
21.11.2023


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009